УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ: ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Е.В. Головина

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.19.3.007

SELF CONFIDENCE: VALUE-MOTIVATIONAL ASPECT

E.V. Golovina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Целью исследования являлось теоретическое обоснование и выявление взаимосвязей между уверенностью в себеатрибутивным стилем(АС), смысложизненными ориентациями(СЖО) и уровнем переживания счастья, а также различий в их уровне у респондентов с разной выраженностью уверенности в себе. Для проверки гипотез проведено эмпирическое исследование, в котором использовались следующие методики: Тест уверенности в себе В.Г. Ромека; опросник атрибутивного стиля – ШОСТО (М. Селигман, адаптация Т.О. Гордеевой и др.); тест СЖО Д.А. Леонтьева; Эмоциональный тест М. Фордайса. В исследовании приняли участие люди с разным уровнем образования и с разным материальным достатком (60 респондентов, от 20 до 60 лет). Для анализа данных использовались методы непараметрической статистики (анализ корреляций Спирмена, и критерий Краскалла-Уоллиса для определения различий между группами респондентов). В эмпирическом исследовании основные гипотезы подтвердились: обнаружены взаимосвязи уверенности с АС, СЖО и переживанием счастья; выявлены значимые различия в субъективном уровне переживания счастья, в уровне АС как в позитивных, так и в негативных ситуациях, а также в уровне выраженности СЖО у людей с разной степенью уверенности в себе. Сделан вывод о том, что высокая выраженность уверенности соответствует экзистенциальной наполненности жизнью, оптимизму и счастью.

Ключевые слова:уверенность в себе, социальная смелость, атрибутивные стили, оптимистический атрибутивный стиль, смысложизненные ориентации, счастье.

Summary. The aim of the study was to provide theoretical justification and identify the relationships between self-confidence, attributive style (AS), meaning-life orientations (MLO) and the level of happiness experience, as well as differences in their level in respondents with different expressions of self-confidence. To test the hypotheses, an empirical study was conducted, which used the following methods: V.G. Romek's self-confidence test; attributive style questionnaire (M. Seligman, adaptation by T.O. Gordeeva, etc.); D.A. Leontiev's MLO test; M. Fordyce's Emotional test. The study involved people with different levels of education and with different material wealth (60 respondents, from 20 to 60 years). Nonparametric statistical methods were used for data analysis (Spearman correlation analysis, and the Kruskall-Wallis test for determining differences between groups of respondents). In an empirical study, the main hypotheses were confirmed: the relationship of confidence with AS, MLO, and the experience of happiness was found; significant differences were found in the subjective level of happiness experience, in the level of as in both positive and negative situations, as well as in the level of expression of MLO among people with different degrees of self-confidence.

Keywords: self-confidence, social courage, attributive styles, optimistic attributive style, meaning-life orientations, happiness.