МОЖЕТ ЛИ ПРИТОК ИММИГРАНТОВ ОБЪЯСНИТЬ КОНВЕРГЕНЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТРАН?
А.А. Григорьев, К.В. Сугоняев
DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.19.3.001
CAN AN INFLUX OF IMMIGRANTS EXPLAIN THE CONVERGENCE OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF COUNTRIES?
A.A. Grigoriev, K.V. Sugonyaev
Аннотация.В ряде работ было продемонстрировано, что в настоящее время, согласно результатам международных исследований, страны мира сближаются друг с другом по образовательным достижениям, рассматриваемым некоторыми авторами как индикатор когнитивной способности населения. Данное явление может быть объяснено притоком иммигрантов, более интенсивным в благополучных странах, характеризующихся высокими образовательными достижениями. Для проверки этого предположения был проведен дифференцированный анализ данных коренного населения стран и иммигрантов; показателем сближения стран служила отрицательная корреляция между исходным уровнем и динамикой образовательных достижений. Его результаты показали, что феномен не может быть, по крайней мере целиком, объяснен притоком иммигрантов: страны сближались не только по достижениям всех участников, но и по достижениям коренного населения, причем значения показателя сближения мало отличались. Анализ данных коренного населения выявил, что конвергенция стран происходила в большей мере за счет снижения достижений коренного населения в странах с изначально высоким их уровнем. В то время как снижение в таких странах продолжается, число стран с изначально низкими достижениями и повысившими их сокращается. Это привело к тому, что процесс сближения стран в самые последние годы замедлился. Направление динамики образовательных достижений стран, характеризующихся ее устойчивостью, в целом соответствует направлению изменения уровня интеллекта населения этих стран по данным исследований эффекта Флинна на материале психометрических измерений. Устойчивой отрицательной динамикой образовательных достижений характеризуются некоторые европейские или населенные преимущественно выходцами из Европы страны. Россия характеризуется устойчивой положительной динамикой этих достижений.
Ключевые слова:образовательные достижения, PISA, когнитивная способность, эффект Флинна.
Summary.Some studies have shown that the countries’ results obtained in international studies of educational achievement viewed by some authors as an indicator of the cognitive ability of the population are now drawing closer. This convergencecan be explained by the influx of immigrants, more intense in prosperous countries with high educational achievements. To verify this explanation, a differentiated analysis of the data of the indigenous population of countries and immigrants was carried out; a negative correlation between the initial level and the dynamics of educational achievements was usedas an indicator of rapprochement of countries. Its results showed that the convergence of countries cannot be explained, at least entirely, by the influx of immigrants: the countries converged not only on the achievements of all participants, but also on the achievements of the indigenous population, and the values of the convergence indicator did not differ much. An analysis of the data of the indigenous population revealed that the convergenceof countries was largely due to a decrease in the achievements of the indigenous population in countries with initially high level. While the decline in such countries continues, the number of countries with initially low achievements and those that have increased them is decreasing, which leads to a decrease in the rate of convergence of countries. The direction of the dynamics of the educational achievements of countries characterized by the stability of this dynamics, in general, corresponds to the direction of the change in the level of intelligence of the populations of these countries according to studies of the Flynn effect on the material of psychometric measurements. The stable negative dynamics of educational achievements characterize by some European or European-populated countries. Russia is characterized by stable positive dynamics of these achievements.
Keywords: educational achievements, PISA, cognitive ability, Flynn effect.