ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К АКТИВНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЪЕКТУ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

А.А. Грачев

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.015

HUMAN RELATIONSHIP TO AN ACTIVE SOCIAL OBJECT: APPLIED ASPECT

A.A. Grachev

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Обсуждается прикладной аспект использования теории отношений при анализе взаимодействия человека-субъекта с активным социальным объектом, имеющим собственный потенциал субъектности. Определяется набор значимых для человека объектов (человек, семья, группа, организация, страна, малая родина, этнос, мир, Бог), с которыми человек вступает во взаимодействие (реальное и/или воображаемое и виртуальное), в результате чего формирует отношение к каждому из них. Такое отношение состоит из четырех компонентов – ценностного, когнитивного, эмотивного и поведенческого. Ценностный компонент отношения определяется тем, насколько объект позволяет человеку реализовать основные жизненные ориентации – дефицитарную, на самореализацию и духовную. В соответствии с этим объект имеет для субъекта дефицитарную полезность, выступает условием его самореализации и служит для него источником духовности. Когнитивный компонент содержит в себе образ активного социального объекта, относящийся к категории терминальных и позволяющий обосновать требования к нему (адекватность и продуктивность реального и идеального образов, полнота и непротиворечивость, стабильность, культуросообразность, драматичность, прогностичность). Три составляющих эмотивного компонента отношения человека к активному социальному объекту(комфорт; чувство радости; высшие чувства, чувство долга) соответствуют трем жизненным ориентациям и могут быть представлены в любви к этому объекту. Поведенческий компонент реализуется в готовности к определенному поведению: а) дефицитарному (субъект-объектному),основанному на взаимной выгоде; б) самореализационному (субъект-субъектному), предполагающему условия и свободу в реализации потенциала человека; в) духовному (объект-субъектному), имеющему форму служения.

Ключевые слова: взаимодействие, активный социальный объект, субъект-объектное взаимодействие, субъект-субъектное взаимодействие, объект-субъектное взаимодействие, отношение к объекту, дефицитарная ценность объекта, самореализационная ценность объекта, духовная ценность объекта, образ объекта, переживания, связанные с объектом, готовность к взаимодействию с объектом.

Summary. The applied aspect of using the theory of relations to analyze the interaction of a person - subject with an active social object that has the potential of subjectivity is discussed. The set of significant active social objects (world, individual, family, group, organization, country, small homeland, ethnic group, God) with whom the person interacts (real and/or virtual), bringing the forms related to each of them. This attitude consists of four components - value, cognitive, emotional, and behavioral. The value component of the relationship is determined by the extent to which the object allows a person to realize the main life orientations – deficit, self-realization and spiritual. In accordance with this, the object has a deficit utility for the subject, acts as a condition for self-realization of the subject and serves as a source of spirituality for the subject. The cognitive component contains an image of an active social object that belongs to the category of terminal images and allows you to justify the requirements for this image (adequacy and productivity of real and ideal images, completeness and consistency, stability, cultural conformity, dramatic character, predictability). Three components of the emotional component of a person's attitude to an active social object (comfort; a sense of joy; the higher feelings, the sense of duty) correspond to three life orientations and can be represented in the love of this object. The behavioral component is implemented in readiness for a certain behavior: a) deficit (subject-object), based on mutual benefit; b) self-realization (subject-subject), which assumes conditions and freedom in the realization of human potential; c) spiritual (object-subject), which has the form of service. 

Keywordsinteraction, active social object, subject-object interaction, subject-subject interaction, object-subject interaction, relationship to the object, deficit value of the object, self-realization value of the object, spiritual value of the object, object image, feeling associated with the object, readiness to interact with the object.