ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ
А.Н. Лебедев
DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.013
TRUST AND DISTRUST OF FALSE INFORMATION ON THE INTERNET
A.N. Lebedev
Аннотация. Рассматривается проблема доверия и недоверия недостоверной информации, распространяемой в Интернете. Обсуждаются вопросы природы фейковых сообщений, психологических механизмов возникновения и распространения фейков, психологических характеристик и мотивации распространителей недостоверной информации и др. Также уделяется внимание методам распознавания фейков, как экспертным, так и выполняемым программами искусственного интеллекта. Представлены результаты исследований, проводимых в ряде исследовательских организаций США, в частности, в Массачусетском Технологическом Институте, в Мичиганском институте науки о данных, университете Ланкастера, Калифорнийском университете, университете штата Огайо, университете штата Северная Каролина и др. Представлено описание отличий распространяемой в Интернете недостоверной информации от достоверной, а также данные о влиянии социальной среды и когнитивных ошибок пользователей на распространение недостоверной информации. Рассмотрено влияние фейков на отношение к известным рекламным брендам. Исследования показывают, что ложные новости, например, в социальной сети Twitter, распространяются намного быстрее, чем правдивые, и в гораздо большем объеме. Было установлено, что распространение фейковой информации почти не связано с ботами, запрограммированными на ее распространение. В наибольшей степени это определяется именно действиями людей. Отмечается, что, поскольку исследования доверия и недоверия информации в Интернете представляют огромный интерес для бизнеса, их результаты оказываются малодоступными широкой общественности. Это делает исследования по данной проблематике крайне актуальными для социальной и экономической психологии.
Ключевые слова: доверие и недоверие, социальное влияние, психологическое манипулирование, фейки, пранкерство, симулякры, брендинг.
Summary. The problem of studying the trust and distrust of unreliable information distributed on the Internet is considered. The article discusses the nature of fake messages, the psychological mechanisms of the emergence and spread of fakes, the psychological characteristics and motivation of distributors of false information, and so on. Attention is also paid to methods for recognizing fakes, both expert and performed by artificial intelligence programs. The results of research conducted in several research organizations in the United States at the Massachusetts Institute of Technology, the Michigan Institute of data science, Lancaster University, the University of California, Ohio state University, North Carolina state University, etc. are presented. The article describes the differences between false information distributed on the Internet and reliable information, as well as data on the impact of the social environment and cognitive errors of users on the dissemination of false information. The problem of the influence of fakes on the attitude to well-known advertising brands is considered. Research shows that false news, for example, on the social network Twitter, spreads much faster than true news, and in a much larger volume. It was found that the spread of fake information is almost not associated with bots programmed to distribute such information. To the greatest extent, this is determined by the actions of people. It is noted that since research on trust and distrust of information on the Internet is of great interest to businesses, their results are not accessible to the General public. This makes research on this issue extremely relevant for social and economic psychology.
Keywords: trust and distrust, social influence, psychological manipulation, fakes, pranking, simulacrum, branding.