ОЦЕНКА СУБЪЕКТНОСТИ СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ: СОПОСТАВЛЕНИЕ ДИСКУРСИВНЫХ МАРКЕРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ РСА

А.Н. Воронин, Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова, Т.А. Кубрак, И.В. Смирнов

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.012

EVALUATION OF NETWORK COMUNITY SUBJECTIVITY: MATCHING DISCOURSE MARKERS AND RSA INDICATORS

A.N. Voronin, N.D. Pavlova, T.A. Grebenschikova, T.A. Kubrak, I.V. Smirnov

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Актуальность исследования психологии сетевых сообществобусловлена все более широким переходом социальной жизни в интернет-пространство. Однако большинство работ, существующих на данный момент, посвящено динамике относительно простых феноменов: эмоциональному заражению и распространению мемов, информационным каскадам в связи с теми или иными событиями, групповой поляризации, распространению слухов и ложной информации. Изучение сложных явлений, таких как коллективная память и социальные представления, относительно редки. Данная статья посвящена изучению субъектности сетевого сообщества как самодетерминированной активности социальной группы, многообразно проявляющейся в различных формах совместной активности. Одной из проблем конкретного психологического исследования является многозначность конструкта «субъектность», индуцированная неопределенностью размера сообщества, что не позволяет использовать характеристики субъектности реальных сообществ, непосредственно связанных с их размером. Другой проблемой является идентификация участников сетевого сообщества, обусловленная их представленностью аккаунтами в сети и связанным с ними контентом. Одним из подходов, частично снимающим указанные проблемы, является анализ коммуникации сетевого сообщества без конкретизации конкретных участников. При этом наиболее релевантной представляется дискурсивная парадигма исследования, а объектом становится пользовательский контент. Оценка субъектности сетевого сообщества в этом случае базируется на проявлении дискурсивных признаков в этом контенте. Параллельно осуществляется его анализ путем последовательного интеллектуального морфологического, синтаксического и семантического анализов с последующим определением частоты встречаемости психолингвистических маркеров в рамках реляционно-ситуационного анализа (РСА), базирующегося на синтаксемном анализе текста и на концепции неоднородных семантических сетей. В статье показано, чтосопоставление параметров субъектности и показателей РСА выявило значительное количество (больше 250) соответствий, часть из которых была теоретически предсказана, а часть – объяснима в рамках семантического анализа и сопоставления с психологическими компонентами субъектности сетевых сообществ.

Ключевые слова: интернет, субъектностьсетевых сообществ,дискурсивные маркеры,цифровые следы,интеллектуальный анализ текстов,реляционно-ситуационный анализ текстов.

SummaryThe study of online communities' psychology is due to the increasingly complete transition of social life to the Internet space. However, most current research focuses on the dynamics of relatively simple phenomena: emotional contagion and the spread of memes, information cascades in connection with specific events, group polarization, the range of rumors and false information. Research on complex phenomena such as collective memory and social representations is relatively rare. This article is devoted to studying the subjectivity of a network community as a self-determined activity of a social group, which manifests itself in various forms of joint activity. One of the problems of the specific psychological study is the ambiguity of the construct "subjectivity," induced by the uncertainty of the community's size. It does not allow us to use the characteristics of the subjectivity of real communities directly related to their size. Another problem is the identification of the network community's members due to the representation of their accounts and related content. One approach partially solves these problems is to analyze the communication of the network community without specifying specific participants. At the same time, the most appropriate is the discursive paradigm of research, and the object of such study is the user's content. The assessment of the network community's subjectivity, in this case, was based on the manifestation of discursive features in this content. In parallel, it is analyzed by sequential intellectual morphological, syntactic and semantic analyses, followed by determining the frequency of occurrence of psycholinguistic markers in the framework of relational, situational analysis (RSA), based on synataxem analysis of the text and the concept of heterogeneous semantic networks. The evidence has shown that the comparison of subjectivity parameters and RSA indicators revealed a significant number (more than 250) of correspondences. Some of them were theoretically predicted, and some were explained within the framework of semantic analysis and comparison with the psychological components of the network community's subjectivity.

Keywords: internet, network community subjectivity, discourse marker, text mining, digital trails, relational-situational analysis of text.