СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭПИДЕМИИ COVID-19

Л.Г. Почебут, И.В. Кузнецова, В.А. Чикер

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.007

SOCIAL CAPITAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF THE COVID-19 EPIDEMIC

L.G. Pochebut, I.V. Kuznetsova, V.A. Chiker

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье рассматривается динамика социального капитала организации в условиях эпидемии COVID-19. Проанализированы основные подходы к пониманию сущности социального капитала – его функции, особенности, а также факторы, определяющие уровень его развития (личностный, групповой, организационный и социетальный). Представлена авторская концептуальная модель социального капитала организации. Проанализированы основные его компоненты – доверие, приверженность целям и ценностям организации, репутация и нормы взаимоотношений. В исследовании на выборке в 316 человек апробирована новая методика их изучения (КСКО). Приведены данные эмпирического исследования этих компонентов, проведенного методом поперечных срезов до начала эпидемии (февраль 2020 г.) и в период пика (май 2020 г.). Полученные данные продемонстрировали чувствительность новой методики к психологическим изменениям, связанным с критическими моментами организационного развития. В условиях эпидемии у всех сотрудников изученных нами коммерческих организаций выявлена тенденция роста таких компонентов социального капитала, как доверие, приверженность целям и ценностям, а также нормативность поведения, то есть повышение значимости организации для ее сотрудников. При этом сегодняшняя ситуация не отражается на оценке «внешнего» показателя – репутации организации. Обнаружены гендерные различия: мужчины в сложившейся ситуации стараются более строго придерживаться организационных норм. Разработан индекс консолидации социального капитала, определяющий согласованность всех его компонентов, что позволяет проводить сравнительный анализ уровня и структуры социального капитала различных организаций. Ситуация эпидемии COVID-19, рассматриваемая нами как кризисная, вызывает в целом позитивные изменения его компонентов, способствуя его консолидации, а значит, и личностной мобилизации персонала, что в перспективе предполагает позитивный выход из создавшегося положения.

Ключевые слова: социальный капитал организации, индекс консолидации, доверие, приверженность целям и ценностям, репутация, нормы взаимоотношений, эпидемия COVID-19.

SummaryThe article considers the dynamics of the organization's social capital in the context of the COVID-19 epidemic. The main approaches to understanding the essence of social capital - functions, peculiarities, factors determining the level of its development (personal, group, organizational, and social) were analyzed. The author 's conceptual model of the social capital of the organization was presented. The main components of social capital were explained - trust, commitment to the goals and values of the organization, reputation, and norms of relations. A study on a sample of 316 people tested a new methodology for studying the main components of social capital (SCSO). The data of empirical research of social capital elements carried out by the method of cross-sections before the beginning of the epidemic (02.2020) and during peak period (05.2020) were given. The obtained data showed the new technique's sensitivity to psychological changes related to critical moments of organizational development. In the context of the epidemic, all the commercial organizations' employees have revealed a tendency to increase such components of social capital as trust, commitment to goals and values, and standards of conduct, that is, the organization's importance its employees' increases. The situation does not affect the assessment of the "external" indicator - the reputation of the organization. Gender differences have been found - men in the current situation try to adhere more strictly to organizational norms. A social capital consolidation evaluation index has been developed, which determines the consistency of all its components, which allows for a comparative analysis of the level and structure of the social capital of different organizations. The situation of the COVID-19 epidemic, which we consider to be a crisis, causes generally positive changes in its components, contributing to its consolidation, and therefore to the personal mobilization of personnel, which in the future presupposes a positive way out of the situation.

Keywordssocial capital of the organization, consolidation, trust, commitment to goals and values, reputation, norms of relationships, epidemic COVID-19.