ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ И СУБЪЕКТНОСТЬ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19: НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТВИТТЕР

Ю.В. Ковалева, А.Л. Журавлев

DOI: 10.38098/ipran.sep.2020.18.2.005

SOCIAL MOOD AND SUBJECTIVITY OF NETWORK COMMUNITY DURING THE PANDEMIC COVID-19: USING THE EXAMPLE OF SOCIAL NETWORK TWITTER

Yu.V. Kovaleva*, A.L. Zhuravlev

Скачать полный текст (.pdf)

АннотацияИзучалось общественное настроение в сетевом интернет-сообществе во время пика пандемии коронавируса (глобального вызова) в России на примере социальной сети Твиттер. С учетом такого свойства общественного настроения, как его возможность отражать готовность к действию, предложено использовать этот конструкт как маркер потенциальной субъектности - предсубъектности сетевого интернет-сообщества, отражающий начальный уровень его организации. Использовался метод опросов, возможность которых предоставлена социальной сетью, а также элементы контент-анализа. Было проведено шесть опросов по вопросам привлекательности социальной сети для получения информации о коронавирусе; изменения настроения пользователей во время самоизоляции; использования ими социальной сети для регуляции их настроения; использования прошлого опыта в сегодняшней ситуации (для сравнения предлагались условия после аварии на Чернобыльской АЭС); изменения отношения к природе в связи с ее дефицитом во время самоизоляции; актуализации высших чувств (оптимистической триады) – верынадеждылюбвидля регуляции своего эмоционального состояния. Показано, что социальные сети являются привлекательным информационным ресурсом по сравнению со СМИ, а общественное настроение во время самоизоляции изменилось в сторону его поляризации, при этом на позитивном полюсе отмечалась ориентация на межличностные отношения, а на негативном четко проявились отрицательные эмоциональные состояния. Прошлый опыт членов сообщества актуализировался не по сходству кризисных ситуаций, вызывающих общественное настроение, а по тому, насколько сравниваемые ситуации затрагивают или могут затронуть лично каждого. Таким событием для членов сообщества стала войнав самых разных ее формах. Высшие чувства во время пандемии – вера, надежда и любовь обнаружили структуру, соответствующую иерархии переживаний членов сообщества – заботы о близких (любовь), уверенности в правильности принимаемых мер (вера) и степени неопределенности во время нового вызова (надежда). Субъектность сетевого интернет-сообщества во время пандемии имела динамичный, двойственный характер, соответствующий поляризации изменившегося общественного настроения, поиску способов совладания с кризисом, сопротивлению его тотальному характеру. Предложены некоторые практические рекомендации для психокоррекционных мероприятий в период таких условиях, как пандемия.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, общественное настроение, субъектность, большие социальные группы, социальная сеть, сетевое сообщество, Твиттер, оптимистическая триада, вера, надежда, любовь.

SummaryThe social mood in the online Internet community was studied during the coronavirus pandemic (global challenge) peak in Russia using the example of the social network Twitter. Such a property of social mood as its ability to reflect readiness for action, it is proposed to use this construct as a marker of the potential subject - pre-subjectivity of the network Internet community, reflecting the initial level of its organization. The method of surveys provided by the social network and elements of analysis content were used. Six surveys were conducted on the Attractiveness of the social network to obtain information on coronavirus; Changes in user mood during self-isolation; Their use of the social network to regulate their mood; Use of experience in today 's situation (conditions after the Chernobyl accident were proposed for comparison), changes in attitude towards nature due to its deficit during self-isolation; Actualization of higher feelings (optimistic triad) - faith, hope, love for the regulation of the emotional state. It has been shown that social networks are an attractive information resource compared to the media. The public mood during self-isolation has changed towards its polarization, with the positive pole showing an orientation towards interpersonal relations, and the negative one clearly showing negative emotional states. The experience of the members of the community has been updated not by the similarity of crises that cause public mood, but by the extent to which the situations compared affect or may affect everyone personally. Such an event for members of the community was war in a variety of its forms. Higher feelings during the pandemic - faith, hope, and love found a structure corresponding to the hierarchy of experiences of community members - care for loved ones (love), confidence in the correctness of the measures taken (faith) and the degree of uncertainty during the new challenge (hope). The subject of the online Internet community during the pandemic had a dynamic, dual character, corresponding to the polarization of the changed social mood, the search for ways to cope with the crisis, resistance to its inclusive nature. Practical recommendations for psycho-correction measures in situations such as the pandemic were proposed.

Keywordscoronavirus, pandemic, public mood, subjectivity, big social groups, social network, network community, Twitter, optimistic triad, belief, hope, love.