СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СУБЪЕКТНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЙ МИГРАНТОВ ИЗ АРМЕНИИ И АРМЯН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА РОДИНЕ

Ю.В. Ковалева

SUBJECTIVITY AND SUBJECTIVE WELL-BEING OF REPRESENTATIVES OF LARGE SOCIAL GROUPS: ON THE EXAMPLE OF THE FIRST AND SECOND GENERATIONS OF MIGRANTS FROM ARMENIA AND ARMENIANS LIVING IN THEIR HOMELAND

Y.V. Kovaleva

Скачать полный текст (.pdf)

АннотацияИзучается субъективное благополучия мигрантов двух поколений и коренных жителей Армении. Делается предположение, что не каждая большая социальная группа может выступить основой для подобного самочувствия человека, а только обладающая субъектными свойствами, т.е. сформировавшая смыслы и ценности, организованная, имеющая средства для вовлечения и самореализации ее членов. Предлагается схеме анализа этапов формирования коллективной субъектности большой социальной группыв соответствии с теоретическими положениями концепции коллективного субъекта (по А.Л. Журавлеву) и представлениями о национальной идее как источника оптимизма, жизнестойкости, жизнеспособности личности, витальности нации и субъективного благополучия ее представителей. В качестве носителя таких ценностей предлагается рассматривать диаспору. Помимо стандартизированных опросников в работе используются оригинальные анкеты для определения национальной идентичности и взаимодействия с диаспорой. Получены различия в уровне субъективного благополучия, оптимистической триады и жизнестойкости между группами, а также в уровне национальной идентичности и взаимодействии с диаспорой между группами мигрантов. Показаны структуры связей между субъективным благополучием респондентов и их оптимизмом, жизнестойкостью, а в группах мигрантов также и с национальной идентичностью и взаимодействием с диаспорой в группах мигрантов. Охарактеризована субъектность мигрантов первого и второго поколений и сделаны предположения относительно субъектности коренных жителей Армении. В задачи будущих исследований входит изучение структуры связей мигрантов первого поколения в зависимости от срока миграции, а также более подробное описание этих больших социальных групп как сетевых сообществ.

Ключевые словаглобальные проблемы, коллективный субъект, субъектность, большие социальные группы, мигранты, диаспора, субъективное благополучие, национальная идея, коллективные смыслы, оптимизм, оптимистическая триада, жизнестойкость, национальная идентичность.

SummaryThe subjective well-being of migrants of two generations and indigenous people of Armenia was studied. It was assumed that not every large social group can form the basis for such human well-being, but only with subject properties, which are having formed meanings and values, organized, having means for involvement and self-realization of its members. It was proposed the scheme of analyzing the stages of formation of the collective subjectivity of a large social group. It was made following the general provisions of the concept of a collective subject (according to A.L. Zhuravlev) and perceptions of the national idea as a source of optimism, resilience of the person, vitality of the nation and subjective well-being of its representatives. It was proposed to consider the diaspora as a medium of such values. In addition to standardized questionnaires, the work uses original surveys to determine national identity and interaction with the diaspora. Differences in the level of subjective well-being, optimistic trinity, and resilience between groups, as well as in the level of national identity and interaction with the diaspora between migrant groups, were obtained. Structures of links between subjective well-being of respondents and their optimism, resilience, and in groups of migrants also with national identity and interaction with the diaspora in groups of migrants were shown. The subject matter of migrants of the first and second generations was described, and assumptions were made as to the subject matter of the indigenous people of Armenia. Future research aims to examine the structure of first-generation migrant connections depending on the length of migration, as well as a more detailed description of these large social groups as networking communities.

Keywords: global problems, collective subject, subjectivity, big social groups, migrants, diaspora, subjective wellbeing, national idea, collective meanings, optimism, optimistic triad, resilience, national identity.