РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ У ВОЦЕРКОВЛЕННЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН

А.А. Бердичевский, М.А. Падун

REGULATION OF EMOTIONS STRUCTURE AMONG CHURCH ORTHODOX CHRISTIANS

A.A. Berdichevsky, M.A. Padun

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Целью исследования выступило определение различий в предпочитаемых стратегиях регуляции эмоций у воцерковленных православных христиан по сравнению со слабовоцерковленными и неверующими людьми с учетом личностных особенностей и спецификой эмоциональных состояний. В исследовании принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 18 до 43 лет со средним, средним специальным, незаконченным высшим и высшим образованием (N=66). Основную выборку составили прихожане храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, контрольную – жители г. Москвы, воцерковленность которых носит формальный характер, и неверующие. Методика исследования реализована за счет опросных шкал и контент-анализа нарративов. Полученные результаты позволяют говорить о том, что религиозные верования и практики православных христиан связаны с процессами регуляции их эмоций. Показано, что православные христиане в большей степени склонны к катастрофизации, т.е. к преувеличению значимости негативных событий и связанной с ними угрозы, по сравнению со слабовоцерковленными и неверующими людьми. Выявлены присущие для воцерковленных православных христиан религиозные стратегии регуляции эмоций: «молитва», «посещение храма», «участие в церковных обрядах», «паломничество», «упование на промысел Бога», «упование на помощь Бога», «ссылка на Священное Писание». Показано, что личностные особенности воцерковленных индивидов характеризуются более высокой выраженностью негативной эмоциональности (нейротизма) и склонности к сотрудничеству, а также большей консервативностью по сравнению со слабовоцерковленными/неверующими людьми. При этом последние не различаются по характеристикам эмоциональных состояний, определяемых через соотношение позитивного – негативного аффекта. Обсуждается роль религиозных стратегий регуляции эмоций в выраженности позитивных-негативных эмоциональных состояний.

Ключевые слова: регуляция эмоций, религия, религиозные стратегии регуляции эмоций, нейротизм, позитивный аффект, негативный аффект. 

Summary. The aim of the study was to determine the differences in the preferred strategies for emotion regulation among church Orthodox Christians in comparison with weakly church and non-believing individuals with considering personal characteristics and the specifics of emotional states. The study involved men and women aged 18 to 43 years with secondary, specialized secondary, incomplete higher and higher education (N=66). The main sample consisted of parishioners of the Church of the Nativity of the Blessed Virgin Mary in Vladykino, the control sample consisted of residents of the city of Moscow, whose churching is formal, and unbelievers. The research technique is implemented through questionnaire scales and content analysis of narratives. The results suggest that the religious beliefs and practices of Orthodox Christians are associated with the processes of regulating their emotions. It is shown that Orthodox Christians are more prone to catastrophizing, i.e. increasing the significance of negative events and the associated with them threat, compared with weakly churched and unbelieving people. The religious strategies for regulating emotions inherent in churches of Orthodox Christians are identified: “prayer”, “church attendance”, “participation in church rites”, “pilgrimage”, “trust in God's providence”, “hope in God's help”, “reference to the Holy Scriptures ". It is shown that the personality characteristics of church-chained individuals are characterized by a higher severity of negative emotionality (neuroticism) and a tendency to cooperate, as well as greater conservativeness compared to weak-chained / unbelieving people. Moreover, churchly and weakly churching / unbelieving individuals do not differ in the characteristics of emotional states, determined through positive - negative affect. The role of religious strategies for regulating emotions in the severity of positive-negative emotional states is discussed.

Keywords: emotion regulation, religion, religious strategies for emotion regulation, neuroticism, positive affect, negative affect.