ГАРМОНИЧНОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ: НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

А.А. Акбарова

HARMONIOUS VALUE ORIENTATIONS AND SOCIAL MATURITY: ON THE EXAMPLE OF ECONOMIC ACTIVITY

A.A. Akbarova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций, проявляющихся в экономической сфере у молодых людей. Целью исследования было изучить взаимосвязь гармоничности ценностных ориентаций и экономической активности. Выборка исследования составила 357 человек (мужчины и женщины в возрасте 18-30 лет, из них 178 женщин и 169 мужчин). Для сбора эмпирических данных использовались методики, основанные на комплексной программе, разработанной А.Б. Купрейченко и А.Л. Журавлевым, в рамках которой была исследована самооценка социального и экономического статуса респондентов, уровень их личностной зрелости, а также социальной и экономической активности. Социальные ценности респондентов были исследованы с помощью методики Л.М. Смирнова «Базовые ценности и антиценности россиян». Гипотезой исследования являлось предположение о взаимосвязи между ценностями и различными характеристиками экономической активности личности. Было выявлено, что высокая гармоничность ценностей индивидуального благополучия и личностного развития связаны с высокой экономической активностью, в то время как низкая значимость для респондентов данных ценностей связана с их экономической пассивностью. Также была выявлена взаимосвязь ценностей индивидуального благополучия со склонностью к совершению экономических рисков и к конкурированию с другими людьми, а выраженность гармоничности ценностей взаимодействия с близкими людьми и общественного благополучия - с заинтересованностью материальным положением близких людей и стремлением к поиску дополнительного заработка. Было определено, что личность с гармоничными ценностными ориентациями удовлетворена своим экономическим статусом, стремится использовать активные экономические стратегии.

Ключевые слова: социальная зрелость, ценностные ориентации, социальная активность, экономическая активность, экономическое поведение, индивидуальное благополучие, личностный рост, отношения со значимыми другими, общественное благополучие.

Summary. The article presents the results of the study of value orientations that were manifested in the economic sphere among young people — the purpose of the research: to study the relationship between the harmonious value orientations and economic activity. The sample of the study was 357 people (men and women aged 18-30 years, of which 178 women and 169 men). Methods were used to collect empirical data based on a comprehensive program developed by A. B. Kupreychenko and A.L. Zhuravlev, in the framework of which the self-assessment of the social and economic status of the respondents, the level of their maturity, as well as social activity, were studied. Social values of the respondents were investigated by using the methodology LM. Smirnova "The basic values and anti-values of Russians." The hypothesis of the study is the assumption of the relationship between values and various aspects of the economic activity of the individual, the higher the harmony of value orientations, the more active in the economic sphere. Because of the research, a statistically significant correlation between groups of values and economic activity were revealed. Thus, the high harmony of the expression of the values of individual wellbeing and personal development is associated with high economic activity, while the low significance of these values is related to the economic passivity of the respondents. Also, a relationship was found between the value of individual wellbeing and the propensity to commit financial risks and to compete with other people. The expression of harmony of benefits of interaction with friends and values of public well-being relate to the expression of interest in the financial situation of friends and the desire to seek additional job (perhaps to help them if necessary). It was determined that a person with harmonious value orientations was satisfied with his economic status, seeks to use active economic strategies, has a favorable valuation of money.

Keywords: social maturity, value orientations, social activity, economic activity, economic behavior, individual well-being, personal growth, relationships with significant people, social well-being.