ОТНОШЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ К ЗНАНИЯМ ПО ПСИХОЛОГИИ

Д.А. Китова, Н.Р. Апреликова

ATTITUDE OF USERS OF SOCIAL NETWORKS TO KNOWLEDGE OF PSYCHOLOGY

D.A. Kitova, N.R. Aprelikova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Исследование проведено в рамках изучения потребностей личности в знаниях по психологии. В работе предлагается обращение к анализу сообщений пользователей социальной сети Twitter, в которых представлен интерес к психологическому знанию. Получение такого рода знаний позволит снять противоречие между потребностью населения в знаниях по психологии и отсутствием в научной литературе информации о характере этих потребностей. В качестве основного инструмента анализа использован метод машинного анализа текстов. В качестве методологического приема предлагается обращение к феномену отношений, что позволит максимально полно выявить не только особенности представлений пользователей социальных сетей о психологии, но и описать специфику их отношения к ней, оценить мировоззренческие установки и направленность личности, раскрыть эмоциональный фон отношений. Показано, что обращение к психологии в социальных сетях происходит при обсуждении повседневной жизнедеятельности и проблемных житейских ситуаций, психологических характеристик самих респондентов, их близких и представителей дальнего круга общения, а также психологии как научного направления. Психология рассматривается как значимый фактор личностного и социального развития человека, воспринимается как важный инструмент для организации социального взаимодействия. Наиболее используемыми в общении направлениями психологического знания выступают психология личности, психология социального взаимодействия и профессионального развития, изредка обсуждаются философские проблемы психологии. В работе также изучен эмоциональный фон отношения к психологии, показано, что он часто сопряжен с оценками ее прикладных возможностей. Результаты исследования могут быть полезны в сфере профессиональной подготовки и переподготовки кадров, просветительской деятельности, в том числе, в интернете.

Ключевые слова: интернет, социальные сети, знания по психологии, психология отношений, машинный анализ текстов, жизнедеятельность, житейские ситуации, философские проблемы психологии, личностное и социальное развитие, социальное взаимодействие, эмоциональный фон.

Summary. The research was conducted within studying of needs of the personality for knowledge of psychology. In work the addressing the analysis of messages of users of social network Twitter in whom the interest in psychological knowledge was. Obtaining such knowledge will allow removing a contradiction between the need of the population for knowledge of psychology and absence for scientific literature of information on the nature of these requirements. As the primary tool of the analysis, the method of the machine analysis of texts was used. As methodological reception, the appeal to a phenomenon of the relations which allowed to reveal most fully not only features of ideas of users of social networks of psychology is offered, but also to describe specifics of their attitude towards her, to estimate world outlook installations and orientation of the personality, to open an emotional background of the relations. It was shown that the appeal to psychology happens in Social networks at the discussion of daily activity and problem everyday situations, psychological characteristics of respondents, their relatives and representatives of a distant circle of contacts and psychology as scientific direction. The psychology was considered as a significant factor of personal and social development of the person, was perceived as an essential tool for the organization of social interaction. The most used in communication by the directions of psychological knowledge the psychology of the personality, psychology of social interaction and professional development act, philosophical problems of psychology were occasionally discussed. In work the emotional background of the relation to psychology is also studied, it was shown that estimates of its applied opportunities often accompany it. Results of research can be useful in the sphere of vocational training and retraining of personnel, educational activity, including, on the Internet.

Keywords: Internet, social networks, knowledge of psychology, psychology of relationships, computerized analysis of texts, livelihoods, everyday situations, philosophical problems of psychology, personal and social development, social interaction, emotional background.