МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КАДЕТОВ И УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Т.В. Дробышева, С.В. Тарасов, Е.Ю. Сахарова

INTERPERSONAL RELATIONS OF ADOLESCENTS IN DIFFERENT CONDITIONS OF SOCIALIZATION (ON THE EXAMPLE OF CADETS AND STUDENT OF SCHOOL)

T.V. Drobysheva, S.V. Tarasov, E.Yu. Sakharova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы детерминации межличностных отношений подростков в специфичных условиях социализации в кадетском корпусе. Целью работы стало выявление различий в отношениях подростков в зависимости от разных условий –  в кадетском корпусе или общеобразовательной школе. В исследовании принимали участие реальные группы учащихся 8-х классов в возрасте 13-14 лет: две группы кадетского корпуса и группа школьников из общеобразовательного учреждения, общий объем выборки составил 77 человек. Включение в работу двух групп кадетов преследовало цель выявления общих и специфичных закономерностей формирования межличностных отношений в полузакрытой учебной группе. Показано, что специфика отношений подростков в таких группах характеризуется направленностью на активную самореализацию и такими качествами, как упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов. Школьники отличаются от кадетов более выраженными оценками по шкалам спонтанности и ригидности, проявляемых ими в отношениях с другими. Обнаружены различия в межличностных отношениях кадетов из разных групп по шкале сензитивности. Причина выявленных различий определяется мотивацией обучения, представлениями о дружбе, уровнем сплоченности группы в деловой сфере отношений. Отношения кадетов в обеих группах имеют общие характеристики: выраженность показателей шкал «тревожность», «спонтанность», представления о дружбе как «товарищеских отношениях», а также отсутствие в структуре группы категории изолированных подростков. Показано, что межличностные отношения в группах кадетов обусловлены как «внешними» (специфика образовательной среды), так и «внутренними» (личностными) факторами.

Ключевые слова: социальная психология личности, специфичная социализация, межличностные отношения, подростки, учебные группы полузакрытого типа, условия социализации в кадетском корпусе.

Summary. The article considers the problem of interpersonal relations of adolescents in the specific conditions of socialization in the cadet corps. The purpose of the research was to identify differences in the interpersonal relationships of adolescents depending on the conditions of socialization (in cadet corps or comprehensive school. In research adolescents 13-14 years old representing three groups participated. Total sample size 77 students. Two groups are students of cadet corps (to show the specificity of their educational environment), and a control group of school students. The results reveal that specific semi-closed groups characterized by an orientation on active self-realization and stubbornness in defending their interests. Interpersonal relations in school differ from the attitude of cadets to spontaneity of actions and rigidity of attitudes. Differences revealed in the interpersonal relations of cadets from different groups on the scale of sensitivity. The reason for revealed differences determined by the motivation of study, ideas of friendship and cohesion level of the group in the sphere of business relations. Cadets' relationships in both groups have general characteristics: severity of scales of «anxiety», «spontaneity», the notion of friendship as "comradely relations"; absence in the group structure category «isolated adolescents». The results show that interpersonal relations in cadet groups conditioned by both «external» (specificity of the educational environment) and «internal» factors.

Keywords: social psychology of personality, specific socialization, interpersonal relations, adolescents, semi-closed learning groups, conditions of socialization in cadet corps.