ПРАЗДНИКИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

М.И. Воловикова

THE HOLIDAYS OF RUSSIAN YOUTH: THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL STUDY

M.I. Volovikova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация: Представлены результаты эмпирического исследования имплицитных представлений современной российской молодежи о празднике. Эмпирическую выборку составили 100 студентов из Смоленска и Чебоксар (средний возраст 20,5 лет, 49 мужчин и 51 женщина), а также 20 преподавателей из Смоленска и Чебоксар (средний возраст 37 лет, 6 мужчин и 14 женщин). Путем сравнения с данными, полученными в предыдущих исследованиях, изучались изменения представлений современной молодежи о празднике за последние 10 лет. Использовалась авторская анкета открытого типа. Показано сохранение в молодежной среде позитивного отношения к празднику (лидировали ассоциации «радость», «веселье», «подарки» и т.п.). Любимым праздником остается Новый год, отчасти наследовавший символику запрещенного после революции Рождества («день чуда»). Показано, что День Победы и акция «Бессмертный полк» связаны с семейной историей и с субъективными переживаниями гордости за страну. Праздник День народного единства у молодежи ассоциируется с отдыхом и выходным, что пока не делает его праздником в полном смысле этого слова. Показано, что для нового поколения молодых людей День Октябрьской революции является забытым праздником. Сделан вывод об условиях сохранения в памяти молодых поколений прежних праздников. Праздники должны обеспечивать связь с семейной историей, историей народа и должны быть наполнены символическим смыслом, дающим связь с «высшими целями человеческого существования» (М.М. Бахтин).

Ключевые слова: Психология, праздник, молодежь, личность, имплицитные представления, Новый год, День народного единства, день Октябрьской революции, государственный праздник, «Бессмертный полк», ассоциации.

Summary. The results of an empirical study of implicit ideas of modern Russian youth about the holiday presented. The empirical sample included 100 students from Smolensk and Cheboksary (average age 20,5 years, 49 men and 51 women), as well as 20 teachers from Smolensk and Cheboksary (average age 37 years, 6 men and 14 women). By comparison with the data obtained in the previous study, the changes in the views of modern youth about the holiday over the past 10 years studied. The author's questionnaire of open type used. Shown saving among the youth positive attitude to the holiday (was in the lead of the Association of "joy", "fun", "gifts", etc.). Shown that the favorite holiday was the New year, partly inherited the symbolism of the forbidden Christmas after the revolution ("day of miracle"). Shown that the Victory Day and the action "Immortal regiment" relate to family history and subjective feelings of pride for the country. The day of national unity among young people was associated with rest and weekend, which does not make it a holiday in the full sense of the word. Shown that for the new generation of young people the day of the October revolution was the forgotten holiday. The conclusion was made about the conditions of preserving the memory of young generations of previous holidays. Holidays should provide a link with family history, the history of the people and should be filled with a symbolic meaning, giving a connection with the "highest goals of human existence" (M.M. Bakhtin).

Key words: Psychology, holiday, youth, personality, implicit representations, new year, national Unity Day, October revolution day, state holiday," Immortal regiment", associations.