С.Л. РУБИНШТЕЙН О ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ПРАВА

Н.В. Борисова

S.L. RUBENSTEIN ABOUT THE PSYCHOLOGY OF PERSON AS THE SUBJECT OF LAW

N.V. Borisova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматриваются научные представления С.Л. Рубинштейна о человеке как субъекте права, включенные им в онтологию человеческого бытия. В понятиях юридического лица и правового деяния этика дает наиболее точную и содержательную формулировку проблемы, которую представляет человек в его нравственных поступках. Как юридическое лицо человек является субъектом прав и обязанностей. В своих деяниях он руководствуется нормами и законами. Полнота человеческой жизни в отношении к полноте бытия определяется через следование нравственному закону, который в силу объективности своего содержания имеет форму общеобязательного положения и обеспечивает внутреннюю регламентацию поведения. Основной задачей общества является создание предпосылок нравственной жизни – таких условий, которые будут способствовать формированию этического субъекта с полноценным отношением к бытию, другому человеку, природе, жизни и смерти. Через положения Рубинштейна о психологии человека как субъекта права анализируются морально-правовые представления российской молодежи, полученные с помощью методики Дж.Тапп в 1989 и 2017 гг. Рассматриваются нравственно-этические условия и предпосылки становления правового сознания молодежи периода «перестройки» и современной России.Утверждается, что негативные изменения, выявленные в 2017 г. в правовом сознании молодых россиян, обусловлены дефицитом смыслов в современном «обществе потребления», в котором духовно-нравственное развитие человека не является приоритетным, а система ценностей и установок ориентирована на потребление материальных благ.В пространстве молодежной культуры конца 80-х гг. ХХ в., несмотря на его этическую неоднозначность, в сложнейший период жизни страны тема обретения полноты человеческой жизни через следование нравственному закону все-таки имела место.

Ключевые слова: С.Л. Рубинштейн, онтология человеческого бытия, субъект права, правосознание, этика, нравственный закон, самоопределение, морально-правовые представления, методика Тапп, молодежь. 

Summary. S.L. Rubenstein's ideas of the person as the Subject of law entered ontology of human life considered. In a concept of the legal entity and legal act, ethics give the most accurate and substantial information of a problem which is submitted by the person in his moral actions. As the legal entity, a man is a Subject of the rights and duties. In his acts, he is conducting by norms and laws. The completeness of human life towards to integrity of existence is defining by following the moral law which is objective and has the form of the obligatory status and provides an internal regulation of behavior. The primary objective of the society is the creation of prerequisites of moral life – such conditions which will promote the formation of the ethical Subject with the full-fledged relation to life, other people, nature, experience, and death. Through Rubenstein's provisions about the person as the Subject of law, the moral and legal representations of the Russian youth received by Tapp's technique in 1989 and 2017 analyzed. Moral and ethical conditions and prerequisites of formation of the legal consciousness of young men of the period of "reorganization" and modern Russia considered. Claimed that the negative changes revealed in 2017 in legal consciousness of young Russians as the deficiency of meanings causes in modern "consumer society" in which intellectual, spiritual and moral development of the person is not the priority and the system of values and installations based on consumption of material benefits. In the space of youth culture of the end of the 80th of the 20th century, despite its ethical ambiguity during the most challenging period of life of the country the theme of the finding of completeness of human life through following to the moral law after all took place.

Keywords:S.L. Rubenstein, ontology of human life, ethics, legal entity, Subject of law, sense of justice, moral law, self-determination. moral and legal representations, technique Tapp, youth.