ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ «ЧЕЛОВЕКА СЕТЕВОГО»

Е.Ю. Патяева

VIRTUAL COMMUNITIES AS A NEW SOCIAL REALITY: PSYCHOLOGICAL TASKS OF «NETWORK PERSON»

E.Y. Patyayeva

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Цель работы состояла в выявлении и описании тех принципиальных изменений жизни и тех новых групп психологических задач, которые связаны с участием человека в сетевых сообществах. Были поставлены три задачи: обзор современных исследований того, что собой представляют сетевые сообщества, и чем они отличаются от сообществ «эпохи до интернета»; выявление и описание основных направлений изменений человеческой жизни, связанных с участием в сетевых сообществах и в жизни сетевого социума в целом; определение круга новых психологических задач, к которым приводит участие в таких сообществах. Сделан вывод, что люди, пользующиеся Интернетом, представляют собой особое сетевое мега-сообщество. Опираясь на эссе экспертов о влиянии Интернета на их жизнь, выделены следующие существенные изменения и соответствующие им психологические задачи: увеличение доступности общения и задача поддержания своих психологических границ; усиление групповой поляризации и задача избегания замыкания в сообществах себе подобных; усиление потока информационных и коммуникативных воздействий и задача грамотного управления своим вниманием и отсеивания ложной информации; расширение возможностей коллективного действия и задача развития умения сотрудничать; расширение пространства доступной информации и задача научиться «возвращаться к себе». Показано, что умение решать описанные группы задач является необходимым компонентом психологической компетентности человека, живущего в сетевом социуме. Обосновано создание специальных тренинговых программ, направленных на развитие этих умений.

Ключевые слова: психология Интернета, кибер-психология, сетевые сообщества, цифровая компетентность, пользователи Интернета, граждане Сети, психологическая компетентность.

Summary. The purpose of work consisted in the identification and the description of those fundamental changes of life and those new groups of psychological tasks which connected with the participation of the person in network communities. Three tasks set: the review of modern ideas of what is represented by network communities and what they differ from communities "era to the Internet" in; identification and the description of the main directions of the changes of human life connected with participation in network communities and in life of network society in general; definition of a circle of new psychological tasks to which leads participation in such communities. The conclusion that the people using the Internet represents special network mega-community drawn. Being guided by the essay by experts about influence of the Internet on their life, the following essential changes and the psychological tasks corresponding to them are allocated: increase in availability of communication and problem of maintenance of the psychological borders; strengthening of group polarization and a problem of avoiding of short circuit in communities similar; strengthening of a stream of information and communicative influences and task of competent management of the attention and eliminations of false information; expansion of opportunities of collective action and a problem of development of ability to cooperate; expansion of space of available information and a task to learn "to come back to itself". Shown that the ability to solve the described groups of problems is a necessary component of psychological competence of the person living in the network society. Creation of the specialized training programs aimed at the development of these abilities proved.

Keywords: cyberpsychology, web psychology, virtual communities, digital literacy, digital citizen, netizen, psychological literacy, psychological task.