ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОВЕСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МОЛОДЕЖИ

Л.Ш. Мустафина

THE INTERRELATION OF REPRESENTATIONS ABOUT CONSCIENCE TO VALUABLE ORIENTATIONS OF YOUTH

L.Sh. Mustafina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи представлений молодежи о совести с их ценностными ориентациями. Выборка состоит из старшеклассников общеобразовательных школ и студентов ВУЗов из двух городов – Москвы и Казани. Используется адаптированный вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и авторская анкета для определения социальных представлений о совести. Предполагается, что социальные представления молодежи о совести, то есть их содержание и установка (отношение) к совести, будут различаться в зависимости от предпочитаемого типа терминальных и инструментальных ценностей. Результаты показали, что установка и содержание представлений о совести взаимосвязаны с выбором респондентами той или иной группы ценностей. Респонденты, выбирающие конкретные ценности (интересная работа, материально обеспеченная жизнь, развлечения и т.п.) статистически чаще разделяют цинично-прагматичное отношение к совести, чем респонденты, у которых в структуре ценностей в той или иной мере присутствуют абстрактные ценности (жизненная мудрость, творчество, счастье других и т.п.). Структура инструментальных ценностей также соотносится с представлениями о совести. Так, наиболее циничное отношение к совести демонстрируют респонденты с ведущими ценностями дела; не столь категоричное отношение, но отрицающее внутреннюю обусловленность совести и независимость ее от внешних оценок выявляется у молодых людей с ценностями самоутверждения; самые позитивные представления о совести проявляются у респондентов с ведущими ценностями общения. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, и результаты демонстрируют адаптационную функцию социальных представлений молодежи о совести, стремящейся к личному социальному успеху в современной ситуации общественного развития.

Ключевые слова:совесть, ценностные ориентации, социальные представления, отношение к совести, установка и содержание социальных представлений, терминальные ценности, инструментальные ценности, молодежь, старшеклассники, студенты.

Summary. The results of an empirical study of the interrelation of representations of young people of conscience to their value orientations presented. The sample of the research consisted of upperclassmen and university students from two cities - Moscow and Kazan. We used the following methods: The adapted version of M. Rokich's method "Value Orientations" and the author's questionnaire for determining the social representations about conscience. Supposed that the content and the attitude of the social representations of young people about conscience will differ depending on the preferred type of terminal and instrumental values. The results showed that the attitude and the content of the representations about conscience interrelated with the choice of values by the respondents. Respondents who choose specific values (interesting work, financially secured life, entertainment, etc.) statistically more often share a cynically pragmatic attitude to conscience than respondents who choose abstract values (vital wisdom, creativity, happiness of others, etc.). The structure of instrumental values also was correlated with the representations of conscience. Thus, respondents with the most important values of the work demonstrated the most cynical attitude towards conscience. Not so categorical attitude, but denying the internal conditioning of conscience and its independence from external evaluations revealed in young people with values of self-assertion; the most positive representations about conscience manifested in respondents with the leading values of communication. Thus, the hypothesis of the study was confirmed, and the results show a good work of the adaptive function of the representations about conscience among young people, which strive for personal social success in the current situation of the social order.

Keywords:conscience, value orientations, social representations, attitude to conscience, attitude and content of social representations, terminal values, instrumental values, youth, upperclassmen, students.