ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В.Б. Рябов

PSYCHOLOGICAL CONTRACT AS CHARACTERISTIC OF SUBJECTIVE QUALITY OF ADMINISTRATIVE INTERACTION

V.B. Ryabov

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Предлагается рассматривать психологический контракт как феноменологическую и оценочную характеристику субъективного качества взаимодействия субъектов. Модель качества взаимодействия субъектов разрабатывается нами как одна из компонент модели качества трудовой жизни. Формализация представления субъекта о взаимодействии и оценка им качества взаимодействия осуществляется по методике, разработанной нами для диагностики субъективного качества трудовой жизни. Для построения субъективного образа психологического контракта мы используем метод репертуарных решеток Дж. Келли. На первом этапе экспериментального исследования определяется система персональных конструктов, определяющих субъективный образ психологического контракта. На втором этапе осуществляется оценка конструктов и последующий математический анализ полученных результатов. На основе теоретических представлений о психологическом контракте как характеристики субъективного качества взаимодействия и последующего экспериментального исследования построена типология психологических контрактов, основанных на следующих типов межсубъектного взаимодействия: командное взаимодействие, взаимодействие рационального обмена, стрессогенное взаимодействие и отвергаемое взаимодействие. Полученная путем кластеризации результатов эксперимента типология показала полное соответствие типологии психологического контракта, полученной на основе теоретической нормативной модели качества управленческого взаимодействия. Для решения задач управления психологическим контрактом предложено использовать оценочный профиль психологического контракта, включающий, наряду с оценочными характеристиками субъектами взаимодействия психологического контракта, их рефлексивные представления об оценках психологического контракта партнерами по взаимодействию.

Ключевые слова: психологический контракт, субъективное качество взаимодействия, управленческое взаимодействие, типология психологического контракта, удовлетворенность, командное взаимодействие, репертуарная решетка, персональный конструкт, когнитивная карта.

Summary. The psychological contract as the phenomenological and estimated characteristic of the subjective quality of interaction of subjects is offered to consider. The model of quality of interaction of Subjects developed as one of a component of the model of quality of labor life. Formalization of the idea of the Subject of interaction and assessment of the quality of interaction by it is carried out by the technique developed by us for diagnostics of subjective quality of labor life. For the creation of a personal image of the psychological contract, we use a method of repertoire lattices of J. Kelly. At the first stage of the pilot study, the system of the personal constructs defining a personal image of the psychological contract defined. At the second stage assessment of constructs and the subsequent mathematical analysis of the received results is carried out. By the theoretical ideas of the psychological contract as characteristics of subjective quality of interaction and the subsequent pilot study the typology of the psychological contracts based on the following of types of intersubjective interaction constructed: team interaction, the interaction of rational exchange, stress interaction and the rejected interaction. The typology received by a clustering of results of an experiment showed full compliance of the typology of the psychological contract accepted from the theoretical standard model of quality of administrative interaction. For the solution of tasks of management of the psychological contract, it is offered to use the estimated profile of the psychological contract including along with expected characteristics of the psychological contract of subjects of interaction, their reflexive ideas of estimates of the psychological contract by partners in interaction.

Keywords: psychological contract, subjective quality of interaction, administrative interaction, typology of the psychological contract, satisfaction, team interaction, repertoire lattice, personal construct, cognitive map.