Измерение когнитивного социального капитала в организации: подходы и методы
Д.Б. Демчук
MEASUREMENT OF COGNITIVE SOCIAL CAPITAL IN ORGANIZATION: APPROACHES AND METHODS
D.B. Demchuk
Аннотация. Проанализирована возможность использования понятия «социальный капитал» применительно к организации в русле подхода, в котором он разделяется на когнитивный и структурный. Использование такого ресурса, как социальный капитал в организации, позволяет повысить эффективность ее работы за счет снижения транзакционных издержек, в том числе связанных с управлением сотрудниками. Ввиду малой разработанности этого направления в отечественной социальной психологии, а также по причине фокусирования зарубежных исследователей на измерении социального капитала нейборхудов(сообществ людей, компактно проживающих на определенных территориях), требуется не только культурная адаптация зарубежных методик, но и их адаптация к исследованию именно организации. Цель статьи состояла в исследовании такой возможности. Было предложено разделение когнитивного социального капитала на два уровня: индивидуальный и групповой. Это позволило бы оценивать в дальнейшем не только его итоговый уровень в организации, но и провести дифференцированную оценку конкретных сотрудников и рабочих групп. Эмпирическое исследование проведено среди студентов трех ВУЗов России с целью сравнения методик A-SCAT и ONYX. Результаты исследования показали, что методика A-SCAT лучше подходит для изучения организаций по трем причинам: во-первых, ее шкалы продемонстрировали большую взаимосвязанность; во-вторых, методика A-SCAT, в отличие от методики ONYX, четко разделяет социальный капитал на структурный и когнитивный; в-третьих, методика A-SCAT в большей степени направлена на исследование социального капитала в открытых обществах. Полученные результаты позволили заключить, что для измерения когнитивного социального капитала в российских организациях целесообразно дальнейшая адаптация методики A-SCAT.
Ключевые слова: социальный капитал, когнитивный социальный капитал, эффективность организации, малая группа, доверие, социальная гармония, взаимность, социальная поддержка, справедливость, адаптация методики.
Summary. The application of the term of “social capital” to an organization was considered within the boundaries of the approach in which the cognitive and the structural social capital are differentiated. The implementation of such resource as social capital allows to increase the efficiency of organization due to reduction of transaction costs, including ones related to employees' management. Due to the low level of development of the social capital field in the Russian Social Psychology, and to the focusing of the foreign scientists on measurements of the neighborhoods’ social capital, the methods proposed by the foreign scientists should be adapted not only in the cultural sense, they should be tailored for studying organizations. The goal of this article focused at the study of possibilities for adapting the foreign methods of studying cognitive social capital to make them suitable for evaluating Russian organizations. The differentiation between two levels of cognitive social capital the individual and the group were presented. It could allow in the future evaluate the total level of cognitive social capital in an organization but to perform differentiated evaluation of individual employees and work groups as well. Empirical studies were conducted among the students of three Russian universities in-order to compare methods A-SCAT and ONYX. The results showed that A-SCAT was better suited for studying organizations due to the following reasons: first, its scales showed higher degree of interconnection; second, the A-SCAT method, unlike the ONYX method, clearly differentiated between cognitive and structural social capital; third, the A-SCAT method was aimed for studying social capital in open societies. These results allow us concluded that further development of A-SCAT is feasible for the purposes of evaluating social capital in the Russian organizations.
Keywords: social capital, cognitive social capital, organizational effectiveness, small group, trust, social harmony, reciprocity, social support, fairness, questionnaire adaptation.