Представления о будущем партнере и браке, транслируемые в социально сети "ВКонтакте"

Т.П. Емельянова, Д.А. Шмидт

SOCIAL REPRESENTATIONS ABOUT THE FUTURE PARTNER AND MARRIAGE IN THE SOCIAL NETWORK “VKONTAKTE”

T.P. Emelyanova, D.A. Shmidt

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматриваются результаты исследования представлений о будущем партнере и браке, транслируемые в социальной сети «ВКонтакте». Актуальность исследования обусловлена снижением значимости ценностей брака и деторождения в молодежной среде, увеличением возраста вступления людей в брак, низкой устойчивостью брачно-семейных отношений, а также ростом уровня разводов и внебрачной рождаемости. Исследование проведено методом контент-анализа содержания публикаций в четырех группах популярной среди молодежи социальной сети «ВКонтакте»: двух, нацеленных на публикацию коротких высказываний, широко используемых аудиторией социальных сетей, и двух, позиционирующих себя источниками информации по вопросам психологии и уделяющих внимание вопросам взаимоотношений мужчин и женщин. В составе аудиторий всех групп преобладают холостые люди. Объем анализируемого контента составил 100000 печатных знаков и 287 иллюстраций. Все единицы анализа, касающиеся взаимоотношений мужчин и женщин, были закодированы и объединены в категории. По результатам исследования было обнаружено, что у современной молодежи присутствует ориентация на индивидуалистические ценности, что может мешать формированию здоровых представлений о будущем партнере и браке. Транслируемые сообщения зачастую отличаются инфантильным подходом к жизни, что также может препятствовать выстраиванию эффективных взаимоотношений с партнером. Кроме того, в представлениях о будущем партнере и браке присутствуют противоречия, которые передаются разными информационными каналами (текстовым и иллюстративным). Таким образом, публикации в изучаемых группах «ВКонтакте» способствуют формированию противоречивых представлений о будущем браке и партнере у современной молодежи и могут препятствовать выстраиванию эффективных взаимоотношений с партнером.

Ключевые слова: социальные представления, молодежь, брак, будущий партнер, социальные сети, ценностные ориентации.

Summary. The results of the research of representations about future partner and marriage broadcasted by the social network "Vkontakte" discussed. The relevance of the study was due to low importance of the matrimony and childbearing values among the youth as well as the increase in the age of entering marriage, low level of the marriage stability and family relations stability, the increasing divorce rate and illegitimate births. The research conducted using content analysis of the publications of four groups of social networks "Vkontakte" that is popular among young people. Two of them aimed at the publication of short statements, widely spread among the audiences of social networks, and two through their position as the sources of information on issues of psychology and paying attention to the relationship between men and women. The audience of all groups was formed mainly by unmarried people. The sample consisted of 100000 printed characters and 287 illustrations. All units of analysis concerning the relationship between men and women were combined and encoded in categories. Found that young people demonstrate orientation towards individualistic values that may prevent them from forming a healthy social representation about partner and marriage. Published messages can often characterize as the infantile approach to life, that can disturb the process ofbuilding of the effective communication with the partner. Moreover, the representations about future partner and marriage contain a lot of contradictions transmitted by different channels (text and illustrations). Thus, publications in these four groups of social networks "Vkontakte" contributed to the formation of conflicting ideas about the future marriage and partner among modern youth and can impede the building of the productive relationship with a partner.

Keywords: social representations, youth, marriage, future partner, social networks, values.