Факторы социально-психологического благополучия личности в мегаполисе: представления детей о городе проживания

Т.В. Дробышева, М.Ю. Войтенко

THE FACTORS OF THE PERSONALITY’S SOCIO-PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN THE MEGAPOLIS: THE CHILDREN'S REPRESENTATION ABOUT CITY OF THE LIVING

T.V. Drobysheva, M.Yu. Voytenko

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Проанализированы факторы социально-психологического благополучия детей, проживающих в условиях мегаполиса. Представлены результаты поискового исследования, целью которого стало выявление содержания представлений старших дошкольников о наиболее и наименее значимых для них объектах и условиях жизни в городе и модальности их оценки. В общей модели исследования данные представления рассматриваются как «внутренние факторы» СПБЛ в условиях проживания в мегаполисе. Было выдвинуто предположение, что представления детей о городе и условиях проживания в нем включают объекты предметно-пространственной, природной и социальной среды города, а модальность изучаемых представлений зависит от удовлетворенности личности условиями проживания в городе. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, а также их родители, жители ЗАО и ЮЗАО г. Москвы. В качестве методов исследования применялись: проективный рисуночный тест «Город, в котором я живу», беседа и авторская анкета. Показано, что представления о городе проживания в обыденном сознании маленьких москвичей, в большей степени, имеют позитивную модальность и, в меньшей степени, негативную. В содержании представлений наиболее выражены элементы предметно-пространственной (здания, дороги, транспорт) и природной (деревья) среды города. Наиболее позитивно дети воспринимают те объекты предметно-пространственной и природной среды города, которые связаны с их совместным с родителями времяпрепровождением. Городская идентичность детей проявляется в представлениях по изменению тех объектов городской среды, которые снижают их удовлетворенность условиями проживания в мегаполисе.

Ключевые слова: социально-психологическое благополучие личности, мегаполис, социальная психология города, представления о городе и условиях проживания в нем.

Abstract. The factors of the socio-psychological well-being of the children living in megalopolis' conditions were analyzed. The results of the pilot research which had the purpose the detection of the contents of the preschool children's representations about their more significant and less significant objects of the town and the living conditions in the city and the modality of their assessment were presented. In the general model of the research these representations were considered as the "internal factors" of the socio-psychological well-being in the conditions of the residence in the megalopolis. The assumption was that the children's representations about the city and the living conditions there concern the physical objects and space of the environment of the city as well as the of the natural objects and the objects of the social environment of the city. The modality of these representations depends on the personality's satisfaction with the conditions of the residence in the city. Children of the advanced preschool age and their parents the inhabitants of South-West district of Moscow participated in a research. The following methods of the research were applied: projective test "The City in Which I Live", the conversation and the author's questionnaire. It was shown that the small Moscovites' routine consciousness' representations about the city of residence had more positive modality than negative. Those city objects which were related to joint activity of children and their parents were being perceived by children most positively. The city identity of the children was shown in the representations of the changing of those objects of the urban environment which reduce their satisfaction with conditions of the residence in the megalopolis.

Keywords: social psychology of the city, personality’s socio-psychological well-being, magapolis, representations about the city and the living conditions, modality of the assessment, objects of the city environment.