Отношение к политике импортозамещения в России у студентов аграрных специальностей

О.С. Дейнека, А.С. Якухнова

THE ATTITUDE OF THE STUDENTS OF AGRICULTURAL SPECIALTIES TO THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY IN RUSSIA

O.S. Deyneka, A.S. Yakuhnova

Скачать полный текст (.pdf)

АннотацияПредставлены результаты эмпирического исследования отношения студентов к аграрной политике Российской Федерации с учетом их культурно-ментальных ценностей, уровня патриотизма и оценки личной конкурентоспособности. Выборка состояла из студентов аграрных специальностей. Методика исследования включала две авторских методики – опросник отношения к аграрной политике и методику ранжирования мотиваторов занятия сельскохозяйственной деятельностью, и дополнительные методики, направленные на исследование культурно-ментальных и социальных ценностей субъекта, а также оценку респондентами своей конкурентоспособности. Студенты продемонстрировали в целом позитивное отношение к современной аграрной политике России и к выбранному государством вектору импортозамещения, но слабую веру в качество человеческих ресурсов и последовательность этого экономического курса. Выявлены три наиболее важных для студентов стимула или мотиватора сельскохозяйственной деятельности: прибыль, самореализация и государственная поддержка. Исследование ценностей показало, что в целом студентам аграрного вуза ближе традиционные ценности и ценности выживания, чем рационально/секулярные и ценности самовыражения. Носители традиционных ценностей в большей степени проявляют экономический патриотизм и веру в возрождение сельского хозяйства в стране. Студенты-носители ценностей выживания готовы заняться агробизнесом только в том случае, если государство возьмет на себя риски. Такие компоненты конкурентоспособности как трудолюбие, исполнительность, ответственность и независимость оказались благоприятными для деятельности в агробизнесе. Студенты с высоким уровнем патриотизма проявили и экономический патриотизм: «потребительский» патриотизм (предпочтение отечественных продуктов питания); патриотизм-веру в потенциал страны; патриотизм как привязанность к земле.

Ключевые слова: отношение к политике импортозамещения, студенты аграрных специальностей, мотиваторы занятости в сельском хозяйстве, патриотические установки, ценности, личная конкурентоспособность.

Abstract. The results of empirical research of the attitudes towards import substitution policy in the Russian Federation considering cultural and mental preferences and assessment of personal competitiveness among students were presented. Sample consisted of the students making the specialty of agrarian. The method of a research included two authors techniques – the questionnaire of the attitudes to agrarian policy and the method of ranging of motivators of the occupation of the agricultural activity. In addition, research methods of cultural-mental and social values, as well as the method of self-assessment of competitiveness, were used. The students showed in general the positive relation to modern agrarian policy of Russia and to the import substitution vector chosen by the state, but the weak belief in quality of human resources and the sequence of this economic course. Three most important incentives or motivators of agricultural activity for the students were revealed: profit, self-realization and state support. The research of values showed traditional values and values of survival were closer to the students of the agrarian higher education institution than rationally/secular and values of self-expression. The carriers of the traditional values as well showed the economic patriotism and believed in the revival of agricultural industry in the country. The students caring values of the survival were ready to be engaged in agro business only if the state undertakes risks. Such components of competitiveness as diligence, sense of duty, responsibility and independence were favorable for activity in agro business. The students with the high level of patriotism showed also economic patriotism: the "consumer" patriotism (preference of domestic food goods); the patriotism as belief to the country capacity; the patriotism as the attachment to the earth.

Keywords: attitude to the policy of the import substitution, students making the specialty of agrarian, motivators of the agricultural activity, the patriotic attitudes, values, personal competitiveness.