Отечественная психология как источник знаний о духовном потенциале человека

Н.В. Борисова

RUSSIAN PSYCHOLOGY AS THE SOURCE OF KNOWLEDGE ABOUT THE PERSONALITY’S SPIRITUAL POTENTIAL

N.V. Borisova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Анализируется потенциал отечественной психологии в решении проблемы деформации личности в ситуации глобализации современного мира, утраты национальной и культурной идентичности, а также традиционных смысложизненных ориентиров. Поставлена проблема нового психологического типа человека, формирующегося в настоящее время в России, который противоречит традициям духовной культуры, сложившейся в нашем обществе. Проанализированы подходы к решению глубинных вопросов человеческой жизни в российской и зарубежной психологии. Показано их существенное различие. Западная философия экзистенциализма и гуманизма способствовала вытеснению религиозной сферы из жизни людей, будучи сконцентрированной на человеке как центре мироздания. В тоже самое время для отечественной психологической мысли всегда была характерна целостность в подходе к личности, опора на более глубокие религиозные и философские основания. Особый потенциал в этом плане имеют философско-психологические разработки в рамках православной антропологии, а также значительная по глубине проникновения в онтологию человеческой жизни философско-психологическая концепция личности С.Л. Рубинштейна. В рамках его подхода личность воспринимается как духовная категория, которая для реализации своего потенциала нуждается в непрерывной работе над собой. Значительная роль в этом процессе отводится сознанию и внутреннему самоопределению, способствующих устойчивости личности, соответствию своей духовной сущности в любых ситуациях, в частности в условиях радикальных социально-политических преобразований. Поставлен вопрос об опасности для личности философской концепции и международного движения под названием «трансгуманизм», получивших распространение в конце ХХ в. Приверженцы трансгуманизма трактуют человека как несовершенный «природный продукт» и заявляют о необходимости «радикального преобразования» человеческой природы с помощью передовых технологий и достижений науки с целью создания постчеловека как нового существа.

Ключевые слова: личность, духовность, В.И. Несмелов, И.А. Ильин, Р. Мэй, С.Л. Рубинштейн, сознание, внутреннее самоопределение, экзистенциальная психология, гуманистическая психология, трансгуманизм, общество, власть.

Abstract. The potential of the Russian psychology in the solution of the personality deformation's problem in the present-day situation of globalization, the losing of national and cultural identity and the traditional orientation in the life's meanings were analyzed. The problem of the new Man's psychological type which has formed in Russia and contradicts the traditions of our society spiritual culture was put. The approaches to the solution of deep questions of human life in the Russian and foreign psychology were analyzed. Their essential distinctions were shown. The western philosophy of the existentialism and the humanism has promoted displacement of the religious sphere from the people’s life because of the concentration on the Individuality as the Universe's center. In the same time the Russian psychological thought always has been keeping to the holistic approach to the personality and has been supporting the deeper religious and philosophical bases. The psychological developments of the orthodox anthropology as well as the philosophical and psychological concept of the individuality of S.L. Rubenstein have an especial potential. Within its approach the personality was perceived as the spiritual category which for realization of its potential needs continuous work on itself. The significant role in this process belongs to consciousness and internal self-determination which are promoting stability of the individuality, compliance of the spiritual essence in any situations especially in the conditions of radical socio-political transformations. The question of danger to the individuality of the philosophical concept and an international movement under the name "transhumanism", which has gained dissemination at the end of the 20th century was raised. The transhumanism supporters treat the Man as an imperfect "natures product" and declare the need of its "radical transformation" by advanced technologies and achievements of science for purpose of the creation of post-human's as a new being.

Keywords: personality, spirituality, V.I. Nesmelov, I.А. Ilyin, R. May, S.L. Rubinshtein, conscience, personal identity, senses, existential psychology, humanistic psychology, transhumanism, society, power.