Логико-стохастические задачи в нейромаркетинге

А.Н. Лебедев

THE LOGIC-STOCHASTIC TASKS IN THE NEUROMARKETING

A.N. Lebedev

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматривается проблема изучения процесса выбора (принятия решения) из субъективно равнозначных альтернатив. Данный феномен представляет интерес для практики маркетинга и для фундаментальной науки. Чтобы понять, как принимаются решения потребителем в рассматриваемой ситуации, автор статьи предлагает модель мышления человека как процесса решения логико-стохастических задач. В этом случае в соответствии с моделью логическая часть решения задачи определяется сознанием, а стохастическая – случайным выбором, который осуществляется работой мозга на уровне подсознания. Способность мозга к стохастическому выбору является результатом его эволюционного развития, функцией, присущей животному миру в целом. В настоящее время в рамках экономической психологии широко применяется термин нейромаркетинг. Именно возможность рассматривать мышление и поведение потребителя системно, то есть на психологическом и на нейронном уровне, позволяет говорить о нейромаркетинге. В статье приводятся результаты поискового исследования, цель которого состоит в том, чтобы проиллюстрировать способность человека к случайному выбору и привлечь к этому феномену внимание ученых. Понятие логико-стохастической задачи позволяет объединить разные подходы к изучению мышления в психологии и выявить области, в которых такие задачи оказываются актуальными на практике.

Ключевые слова: нейромаркетинг, маркетинговые коммуникации, принятие решений, мышление, эволюция психики, стохастические процессы, синергетика, оперантное научение, социодинамика культуры, дистинктивное поведение, логико-стохастические задачи, сознание, подсознание.

Summary. The problem of studying the selection process in subjectively equivalent alternatives was analyzed. This phenomenon is interesting for the marketers and fundamental science. To understand how decisions were made by the consumer in some situation the author proposed the model of the human's intellection as a process of logic-stochastic tasks. In accordance to the model the logical part of solution of the task was determined by consciousness as well as the stochastic part was determined by the unconsciousness's random sample. The ability of the brain to a stochastic selection is the result of its own evolutionary development that is inherent function for the animal world as a whole. Now within economic psychology the term neuromarketing is widely applied. The opportunity to consider intellection and behavior of the consumer as a system with the psychological as well as the neural level allows speaking about neuromarketing. So the results of the exploratory study whose aim was to illustrate a person's ability to a random selection and to attract the attention of scientists to this phenomenon were shown. The concept of logical and stochastic task allowed to combine different approaches to the study of intellection in psychology and to identify areas in which these tasks are relevant in practice.

Keywords: neuromarketing, marketing communication, decision making, thinking, evolution of the psyche, stochastic processes, synergetics, operant learning, socio-dynamics of culture, distinctive behavior, logical-stochastic problem, consciousness, subconscious.