Микро- и макросоциальные факторы жизнеспособности в детском и подростковом возрасте

А.И. Лактионова

MICRO- AND MACROSOCIAL FACTORS OF THE CHILD AND ADOLESCENTS RESILIENCE

A.I. Laktionova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматривается роль микро- и макросоциальных факторов формирования жизнеспособности у детей и подростков. Обосновывается ведущая роль такого микросоциального фактора, как безопасная (надежная) привязанность, являющаяся предиктором формирования жизнеспособности ребенка и развивающая его саморегуляцию, а также семейные условия, способствующие формированию индивидуальности и автономности ребенка. Среди макросоциальных факторов обсуждается ведущая роль системы образования и трансформации семьи как социального института. Делается вывод о том, что любое социальное влияние должно иметь своей целью формирование личностных ресурсов, а также знаний, умений и навыков, которые позволят ребенку функционировать самостоятельно и независимо.

Ключевые слова: жизнеспособность, микросоциальные и макросоциальные факторы, среда, семья, образование.

Summary. The role of micro- and macrosocial factors of the resilience formation in the childhood and adolescent age was considered. The leading role of such microsocial factor as the safe (reliable) family attachment as a predictor of the viability formation and the self-control developing, and also the family conditions promoting formation of the identity and the autonomy of the child were proved. Among macrosocial factors the leading role of an education system and transformation of a family as social institute were discussed. The conclusion that all social influences has to aim at formation of personal resources and also knowledge and skills which will allow the child to function independently was drawn.

Keywords: resilience, microsocial and macrosocial factors, environment, family, education.