Теоретические и методологические основы изучения моббинг-процессов в организациях

В.А. Чикер, Л.Г. Почебут

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES OF LEARNING MOBBING PROCESSES IN THE ORGANIZATIONS

V.A. Chiker, L.G. Pochebut

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В настоящее время в ситуациях конкурентных отношений в организациях актуальной становится проблема негативных эмоционально насыщенных действий одних сотрудников в отношении других. Совокупность таких действий называется моббинг-процессами. В статье рассматриваются теоретические основы моббинг-процессов, предлагаются методологические походы к их исследованию. Показано, что в российских компаниях моббинг связан с преобладающей организационной культурой, а также полом, возрастом и лояльностью сотрудников.

Ключевые слова: моббинг-процесс, конкуренция, взаимоотношения сотрудников в организации, нападки, психологический террор, феноменология моббинга.

Summary. The issue of the negative and emotionally saturated actions from one to the others is becoming actual problem especially in the current moment in the situation with the competitive relations in organizations. The combination of these various actions were called mobbing processes. The theoretical bases and the methodological approaches of the mobbing process studying were offered. It was shown that the mobbing in the Russian companies links to the corporative culture and the sex, age and loyalty of the staff.

Keywords: mobbing-process, competition, employee relations in the organization, attacks, psychological terror, mobbing phenomenology.