ШКОЛА КАК ТЕРРИТОРИЯ ВИКТИМИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АБРИС ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ)

О.О. Андронникова, М.И. Кошенова

SCHOOL AS A TERRITORY OF VICTIMIZATION: THEORETICAL OUTLINE OF PROBLEMS BASED ON MATERIALS OF SCIENTIFIC PUBLICATIONS
O.O. Andronnikova, M.I. Koshenova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2025_38_2_05

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье представлены анализ и систематизация теоретических подходов, эмпирических исследований явления виктимизации ребенка в образовательном пространстве школы. Отмечено, что наблюдается рост исследований школьной виктимизации как за рубежом, так и в России. Дано определение школьной виктимизации как системному явлению – повторяющейся, преднамеренной формы агрессии, предполагающей неравенство сил между жертвой и преследователем, чувствительность жертвы. Буллинг (травлю) мы рассматриваем как форму виктимизации. В качестве факторов риска школьной виктимизации обозначены: полоролевые различия, несоответствие нормам, приводящее к стигматизации, статус мигранта, деструктивная школьная среда; низкий уровень образованности, отсутствие поддерживающей среды (семьи, школьного сообщества). Отмечается, что предикторы виктимизации в образовательном пространстве школы до настоящего времени недостаточно дифференцированы. Распространённость и последствия школьной виктимизации для физического, психического здоровья и социальной адаптации приводят к необходимости профилактики виктимизации и смягчения ее последствий. Виктимизация, возникающая в образовательном учреждении препятствует эффективному социальному функционированию и самореализации ребенка, приводя к снижению благополучия. «Опыт жертвы», получаемый ребенком в ситуации виктимизации, реализуемой через буллинг, включается в личную историю и увеличивает риски дезадаптации и девиации. Распространённость и деструктивные последствия школьной виктимизации для физического, психического здоровья и социальной адаптации с очевидностью требуют создания системы профилактики виктимизации и смягчения ее последствий. В статье представлены результаты систематизации разрозненных представлений о школьной виктимизации, способствующие формированию целостного представления о самом явлении, его распространенности, предикторах, последствиях и мерах предотвращения в образовательном пространстве.

Ключевые слова: школьная виктимизация, опыт жертвы, травля, буллинг, психологическое благополучие, образовательное пространство школы.

Summary. The article represents an analysis and systematization of theoretical approaches, empirical studies of the phenomenon of child victimization in the educational space of the school. It is noted that there is an increase in research on school victimization both abroad and in Russia. The definition of school victimization as a systemic phenomenon is given – a repeated, deliberate form of aggression, suggesting an inequality of forces between the victim and the pursuer, the sensitivity of the victim. We consider bullying (bullying behavior) as a form of victimization. As risk factors for school victimization are highlighted: sex differences, non-compliance with standards leading to stigma, migrant status, destructive school environment; low level of education, lack of a supportive environment (family, school community). It is mentioned that the predictors of victimization in the educational space of the school are still insufficiently differentiated. The prevalence and consequences of school victimization for physical, mental health and social adaptation lead to the need to prevent victimization and mitigate its consequences. Victimization that occurs in an educational institution impedes the effective social functioning and self-realization of the child, leading to a decrease in well-being. The «victim experience» received by a child in a situation of victimization realized through bullying is included in a personal history and increases the risks of maladjustment and deviation. The prevalence and destructive effects of school victimization on physical, mental health and social adaptation clearly require the creation of a system for the prevention of victimization and mitigation of its consequences. The article presents the results of the systematization of disparate ideas about school victimization, contributing to the formation of a holistic idea of the phenomenon itself, its prevalence, predictors, consequences and prevention measures in the educational space.

Keywords: school victimization, victim experience, bullying behavior, bullying, psychological well-being, school educational space.