ТРУД Л.И. ПЕТРАЖИЦКОГО «УНИВЕРСИТЕТ И НАУКА»: ЧАСТЬ 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕНОГО
С.А. Гильманов
THE WORK OF L.I. PETRAZHITSKY «UNIVERSITY AND SCIENCE»: PART 1. PSYCHOLOGICAL REPRESENTATIONS OF A SCIENTIST
S.A. Gilmanov
DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_36_4_09
Аннотация. Рассматриваются психологические представления Л.И. Петражицкого, изложенные в труде «Университет и наука». На основе метода психолого-исторической реконструкции знания, анализируются предложенные Петражицким суждения о психике и механизмах ее функционирования и развития, о содержании и уровнях мышления, о видах знаний, о роли и характерных свойствах эмоций, а также о значении и уровне развития научной психологии. Отмечается, что Петражицким выделяется актуальная и диспозитивная психика, рассматривается природа диспозиций, физических, физиологических, и собственно психологических механизмов их формирования. Приводится полемика Л.И. Петражицкого с У. Джемсом о природе гениальности. Выделено противопоставление Петражицким научного мышления его «обычному, будничному типу». Рассмотрены представления Петражицкого о природе и видах знаний, анализируются его описания рациональных и позитивных знаний и способов их освоения. Раскрывается подход Петражицкого к рассмотрению роли эмоций как условий повышения или понижения умственной энергии и психического развития в целом. Указывается на то, что хотя Петражицкий, считая психологию естественной наукой, высоко оценивал ее роль среди общественно-гуманитарных наук, он резко критикует современный ему уровень ее развития. Делается вывод, что в двухтомнике «Университет и наука» им была создана система рассуждений и доводов, имеющая определенную ценность как продукт, возникший в общем поле российской гуманитаристики, в которой формируются и проявляются доминанты общественного сознания, осознаются научные проблемы, требующие исследований и способов их формулирования.
Ключевые слова: Л.И. Петражицкий, «Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования», метод психолого-исторической реконструкции знания, история психологии, психика, мышление, знания, эмоции, научная психология.
Summary. The article examines the psychological concepts of L.I. Petrazhitsky, set out in the work «University and Science». Based on the method of psychological-historical reconstruction of knowledge, the judgments proposed by L.I. Petrazhitsky on the psyche and the mechanisms of its functioning and development, on the content and levels of thinking, on the types of knowledge, on the role and characteristic properties of emotions, on the significance and level of development of scientific psychology are analyzed. It is noted that Petrazhitsky highlights the actual and dispositive psyche, examines the nature of dispositions, physical, physiological, and actually psychological mechanisms of their formation. Petrazhitsky's polemic with W. James about the nature of genius is presents. The contrast of Petrazhitsky's scientific thinking to his "ordinary, everyday type" is highlighted. Petrazhitsky's ideas about the nature and types of knowledge are considered, his descriptions of rational and positive knowledge and ways of learning them are analyzed. Petrazhitsky's approach to considering the role of emotions as conditions for increasing or decreasing mental energy and mental development in general is revealed. It is pointed out that although Petrazhitsky, considering psychology a natural science, highly appreciated its role among the social sciences and humanities, he sharply criticizes the current level of its development. The author of the article concludes that in the two-volume book "University and Science" Petrazhitsky created a system of reasoning and arguments that has a certain value as a product that arose in the general field of Russian humanities, in which the dominants of public consciousness are formed and manifested, scientific problems arise that require research and ways of their formulation.
Keywords: L.I. Petrazhitsky, "University and science. The experience of theory and technology of university business and scientific self-education", method of psychological and historical reconstruction of knowledge, history of psychology, psyche, thinking, knowledge, emotions, scientific psychology.