ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖИВОПИСИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА КАК СПОСОБ МОТИВИРОВАНИЯ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ В ТРУДЕ

С.Л. Кандыбович, Т.В. Разина, И.В. Семчук

PROFESSIONAL ACTIVITY IN PAINTING OF THE SOVIET PERIOD AS A WAY OF MOTIVATION AND MEANING-MAKING IN LABOUR

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_35_3_06

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Проведен анализ особенностей репрезентации трудовой и профессиональной деятельности в живописи советского периода и ее мотивационного воздействия. Целью работы было определить, какие цели труда, мотивы и ценности формировались посредством живописи у реальных и потенциальных субъектов труда в СССР. Установлено, что специалисты успешно отбирали художественные, выразительные средства искусства, оказывавшие максимально сильное эмоциональное воздействие на зрителя, способствовавшие глубокому укоренению необходимых идей как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Представлен анализ живописи согласно четырем периодам, имевшим важное значение в формировании идеологии государства в целом: с 1917 по 1930-1932 гг. – период экспериментов и новаторства, внедрения новых, в том числе революционных, форм живописи, период всеобщего оптимизма, интенсивного усиленного развития, строительства, поиска новых форм организации трудовой, общественной и частной жизни; с 1930-1932 по 1950-е гг. – период социалистического реализма, который был обусловлен следованием установленным канонам, идеалам и эталонам; с конца 1950-х по конец 1970-х гг. – суровый стиль, отражавший состояние внутренней и экономической политики СССР, связанной с освоением целинных земель, залежей полезных ископаемых; с 1980-х по 1991 г. – период живописи, сформированной ростом индивидуализации, возвращение к новаторству, переосмысление идей и форм. В рамках каждого этапа было проанализировано от 300 до 600 живописных полотен, как выдающихся, так и менее известных художников. Определено, что отечественная живопись больше внимания уделяла формированию смыслообразующих мотивов труда в ущерб мотивам-стимулам, что было обусловлено идеологической направленностью. Представленная художественная система формирования мотивов трудовой деятельности явилась весьма эффективной в советский период. По причине общего слаженного труда всех членов общества стали возможны мощнейший экономический рост и превращение СССР в крупнейшую экономическую державу.

Ключевые слова: историческая психология, мотивы, ценности, профессиональная деятельность, живопись, труд, искусство, воздействие, влияние, иерархия ценностей, советский период, идеология.

Summary. The article analyzes the peculiarities of representation of labor and professional activity in painting of the Soviet period and its motivational impact. The aim of the work is to determine what labor goals, motives and values were formed by means of painting in real and potential subjects of labor in the USSR. It is established that specialists successfully selected artistic, expressive means of art that had the strongest possible emotional impact on the viewer, contributing to the deep rootedness of the necessary ideas both on the conscious and unconscious level. The article analyzes painting according to four periods that were important in the formation of the ideology of the state as a whole: from 1917 to 1930-1932. – period of experimentation and innovation, introduction of new, including revolutionary, forms of painting, the period of general optimism, intensive development, construction, search for new forms of organization of labor, public and private life; from 1930-1932 to the 1950s – the period of socialist realism, which was conditioned by following the established canons, ideals and standards; from the late 1950s to the late 1970s – the severe style, which reflected the state of internal and economic policy of the USSR, associated with the development of virgin lands, mineral deposits; from the 1980s to 1991 – a period of painting shaped by the growth of individualization, a return to innovation, and a rethinking of ideas and forms. Within each stage, 300 to 600 paintings by both prominent and lesser-known artists were analyzed. It was determined that domestic painting paid more attention to the formation of meaning-forming motives of labor to the detriment of motives-stimuli, which was due to the ideological orientation. The presented artistic system of formation of motives of labor activity was very effective in this period. Due to the overall coordinated work of all members of society, the strongest economic growth and the transformation of the USSR into a major economic power became possible.

Keywords: historical psychology, motives, values, professional activity, painting, labor, art, impact, influence, hierarchy of values, Soviet period, ideology.