ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Е.С. Гринина

RESEARCH ON SOCIAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS WITH HEARING IMPAIRMENTS
E.S. Grinina

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_34_2_03

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена значимостью социального интеллекта для интеграции личности в социум, установления конструктивных взаимосвязей с окружающими, осуществления различных видов совместной деятельности. Это справедливо и для людей с нарушениями слуха, так как во многом определяет возможности их инклюзии. Целью эмпирического исследования было сравнение социального интеллекта подростков с нарушениями слуха (тугоухость 2-3 степени, N=22) и их нормально слышащих сверстников (N=22). На основе применения методик «Социальный интеллект» (Дж. Гилфорд) и «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В.В. Бойко) выявлено своеобразие социального интеллекта у подростков с нарушениями слуха. Отмечено снижение как общего показателя социального интеллекта, так и его отдельных аспектов, а также уровня эмпатии. Наиболее проблематичными для таких подростков являются осмысление вербальной экспрессии в процессе взаимодействия, а также анализ ситуаций межличностного взаимодействия в динамике. Относительно доступным оказывается анализ хорошо знакомых, типичных ситуаций взаимодействия, не имеющих скрытого подтекста с ориентацией на внешние признаки поведения (мимику, пантомимику). Во взаимодействии с окружающими такие подростки преимущественно ориентированы на интуитивный канал эмпатии, что далеко не всегда отражает реальную ситуацию. При этом они менее успешно, чем слышащие сверстники, оперируют рациональным каналом эмпатии, испытывают трудности в использовании данных когнитивных функций в процессе взаимодействия с другими, анализе состояния, проблем, поведения окружающих. Полученные данные свидетельствуют о трудностях развития социального интеллекта у подростков с нарушениями слуха, что обусловливает риски их социальной дезадаптации. Результаты исследования могут быть использованы в разработке и совершенствовании технологий психологической помощи людям с нарушениями слуха. При этом в основе коррекционно-развивающей работы может лежать ориентация на актуализацию компенсаторной роли зрительного анализатора, привлечение внимания подростков с нарушениями слуха к внешним проявлениям и признакам поведения, демонстрируемым окружающими людьми, их анализу.

Ключевые слова: интеллект, социальный интеллект, структура социального интеллекта, социальный интеллект у подростков, диагностика социального интеллекта, эмпатия, эмпатические способности, ограниченные возможности здоровья, нарушения слуха, подростки с нарушениями слуха.

Summary. The relevance of the research is due to the importance of social intelligence for the integration of a person into society, the establishment of constructive relationships with others, and the implementation of various types of joint activities. This is also true for people with hearing impairments, as it largely determines the possibilities of their inclusion. The aim of the empirical study was to compare the social intelligence of adolescents with hearing impairments (grade 2-3 hearing loss, N=22) and their normally hearing peers (N=22). Based on the application of the methods of «Social intelligence» (J. Guilford) and «Diagnostics of the level of empathic abilities» (V.V. Boyko) revealed the peculiarity of social intelligence in adolescents with hearing impairments. There was a decrease in both the overall indicator of social intelligence and its individual aspects, as well as the level of empathy. The most problematic for such adolescents are the comprehension of verbal expression in the process of interaction, as well as the analysis of interpersonal interaction situations in dynamics. The analysis of well-known, typical interaction situations that do not have a hidden subtext with a focus on external signs of behavior (facial expressions, pantomimics) is relatively accessible. In interacting with others, such teenagers are mainly focused on the intuitive channel of empathy, which does not always reflect the real situation. At the same time, they are less successful than their hearing peers in operating a rational channel of empathy, experiencing difficulties in using these cognitive functions in the process of interacting with others, analyzing the state, problems, and behavior of others. The data obtained indicate difficulties in the development of social intelligence in adolescents with hearing impairments, which causes the risks of their social maladjustment. The results of the study can be used in the development and improvement of psychological assistance technologies for people with hearing impairments. At the same time, correctional and developmental work may be based on an orientation towards actualizing the compensatory role of the visual analyzer, attracting the attention of adolescents with hearing impairments to external manifestations and signs of behavior demonstrated by surrounding people, and their analysis.

Keywords: intelligence, social intelligence, structure of social intelligence, social intelligence in adolescents, diagnosis of social intelligence, empathy, empathic abilities, limited health opportunities, hearing impairment, adolescents with hearing impairments.