СОВРЕМЕННАЯ ИГРУШКА И ОБРАЗ БУДУЩЕГО

О.А. Белобрыкина, К.Л. Лидин

CONTEMPORARY TOY AND IMAGE OF THE FUTURE
O.A. Belobrykina, K.L. Lidin

DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_34_2_01

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Обсуждается проблема современной детской игрушки как фактора конструирования образа будущего. Феномены игры и игрушки анализируется с позиции философии, культурологии и социальной психологии. Игрушка рассматривается как материальный (вещественный) объект, являющийся носителем образа, главным содержанием которого являются наполняющие его эмоции. В этом своем качестве игрушка исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Отмечается, что ситуация глобальных рисков, переживаемая мировым сообществом и реализуемая в форме ухода в игровые пространства, закономерно сконцентрировала внимание исследователей на выявлении социально-психологических механизмов и средств формирования образа будущего, к числу которых в условиях общества потребления вошли игра и игрушка во всем их социальном и возрастном разнообразии. Цель исследования состояла в выявлении эмоционального наполнения тех образов, которые несут современные детские игрушки, рекомендуемые производителями и продавцами для разных возрастных групп (3+ и 7+). В основу анализа положена теория, связывающая внешние (перцептивные) свойства объекта или его изображения с эмоциями, наполняющими данный объект. Разработана компьютерная программа «Image expert», позволяющая количественно измерить эмоциональное наполнение изображений в цифровой форме. Анализу были подвергнуты 550 изображений игрушек, представленных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсах в интернете. Первичный анализ ассортимента игровой продукции для детей, предлагаемой изготовителями и продавцами, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. Анализ стилистики их исполнения и эмоционального наполнения показал, что их эмоциональное состояние для обеих возрастных групп детей (3+ и 7+) различается незначительно, независимо и от типа игрушки, и страны-изготовителя. Несмотря на яркие краски и причудливую форму, практически весь объем выборки демонстрирует противоречивые перцептивные свойства. Отдельные элементы игрушек противоречат и взаимно «гасят» друг друга. В результате эмоциональное наполнение образа, который несут игрушки, отражает состояния близкие к равнодушию и безразличию, что, по мнению авторов, искажает образ идеального взрослого и оказывает неблагоприятное влияние на конструирование ребенком образа будущего.

Ключевые слова: игра, детская игрушка, массовая игрушка, современный рынок игрушек, кукла, идеальная форма взрослости, образ будущего, эмоциональный образ, риск нарушения развития.

Summary. The article discusses the problem of modern children's toys as a factor in the construction of the image of the future. Phenomena of games and toys were analyzed from the standpoint of philosophy, cultural studies, social psychology. The toy is regarded as a material object – the bearer of the image the main content of which is the emotions that fill it. In this capacity, the toy historically acts as an intergenerational translator of culture and is one of the most important factors in the socialization of the child. It is noted, The Global Risks Situation, experienced by the world community and implemented in the form of care in gaming spaces, naturally focused the attention of researchers on the identification of socio-psychological mechanisms and means of shaping the image of the future, among which, in the conditions of consumer society, game and toy in all their social and age diversity were included. Objective The research was to identify the emotional content of those images that carried on by modern children's toys, recommended by manufacturers and sellers for different age groups (3+ and 7+). The analysis is based on theory, linking the external (perceptual) properties of an object or its image with emotions, Filling the object. Based on the theory developed a computer program «Image expert», Quantify the emotional content of images in digital form. 550 images of toys were analyzed, Available in Children's Products Stores, on the websites of manufacturers and the most popular marketplaces on the Internet. Primary analysis of the range of game products for children, proposed by manufacturers and sellers, showed, In general, toys of intellectual and constructive orientation prevail... Analysis of stylistics and emotional content showed, that their emotional state in both age groups of children (3+ and 7+) differs slightly, Regardless of the type of toy., and manufacturer countries. Despite the bright colors and bizarre shape, Almost the entire sample size shows conflicting perceptual properties. Individual elements of toys contradict and mutually «extinguish» each other. As a result, the emotional filling of the image that carried on by toys reflects the state close to indifference and indifference. According to the authors, distorts the image of the ideal adult and has an adverse effect on the design of the child and image of the future.

Keywords: game, children's toy, mass toy, modern toy market, doll, ideal form of adulthood, image of the future, emotional image, risk of developmental disorders.