ИМИДЖ КАК ИНДИКАТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
К.Л. Лидин
IMAGE AS AN INDICATOR OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS
K.L. Lidin
DOI: 10.38098/ipran.sep_2024_33_1_07
Аннотация. Направления экономической теории, рассматривающие человека как субъекта с ограниченной рациональностью, пережили мощный подъем в начале текущего века. Выходили сотни и тысячи статей, десятки монографий, одна за другой возникали научные школы и перспективные течения. Однако библиометрические исследования показывают, что в последние несколько лет интерес к данному направлению снижается, особенно в области межпредметного пересечения психологии и экономики. В статье обосновывается предположение, что эти процессы вызваны недостаточной проработанностью онтологического (понятийного и аксиоматического) базиса психологии эмоций. Особенно значительные затруднения вызывает отсутствие такой дефиниции эмоций, которую можно было бы одинаково успешно использовать для рассмотрения разных проявлений эмоциональной сферы. В предыдущих публикациях автора обосновалось определение эмоций как характеристик информационного потока. С опорой на это определение, была разработана методика анализа эмоционального спектра изображений. В рамках исследования, представленного в статье, анализу был подвергнут массив изображений обложек влиятельного аналитического журнала The Economist за последние пять лет, отражающих имидж Китая и Европы. Анализ показал, что имидж Европы в основном содержит эмоции группы «тревожность, недоверие», тогда как в имидже Китая преобладают эмоции группы «интерес, доверие». Сравнительный анализ динамики прямых иностранных инвестиций Китая в Европе и Европы в Китае показал убедительную корреляцию между параметрами имиджа, доверием и инвестиционной активностью с обеих сторон.
Ключевые слова: доверие, инвестиционная активность, онтология, поведенческая экономика, психология, эмоции.
Summary. The directions of economic theory, which consider man as a subject with bounded rationality, have experienced a powerful upsurge at the beginning of the current century. Hundreds and thousands of articles, dozens of monographs were published, scientific schools and promising currents emerged one after another. However, bibliometric studies show that in the last few years the interest in this direction has been declining, especially in the field of interdisciplinary intersection of psychology and economics. The article substantiates the assumption that these processes are caused by insufficient elaboration of the ontological (conceptual and axiomatic) basis of the psychology of emotions. Especially significant difficulties are caused by the absence of such a definition of emotions, which could be equally successfully used to consider different manifestations of the emotional sphere. In previous publications, the authors of the article substantiated the definition of emotions as characteristics of information flow. Based on this definition, a methodology for analyzing the emotional spectrum of images was developed. Within the framework of the research presented in the article, an array of cover images of the influential analytical magazine The Economist for the last five years reflecting the image of China and Europe was analyzed. The analysis showed that the image of Europe mainly contains emotions of the «anxiety, distrust» group, while the image of China is dominated by emotions of the «interest, trust» group. A comparative analysis of the dynamics of China's foreign direct investment in Europe and Europe's in China showed a convincing correlation between the level of trust and investment activity on both sides.
Keywords: trust, investment activity, ontology, behavioral economics, psychology, emotions.