ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ
К.Л. Лидин
THE PROBLEM OF USING NETWORK TECHNOLOGIES FOR SOCIO-PSYCHOLOGICAL MANIPULATION
K.L. Lidin
DOI: 10.38098/ipran.sep_2023_31_3_02
Аннотация. В XXI в. развитие технологий вышло на принципиально новый этап развития. Технологии становятся сетевыми (полевыми), и это влечет за собой кардинальные изменения в социально-психологической сфере. Подробно анализируются индексы счастья, принятые в разных странах, и собственно индустрия эмоций. Растет и доля эмоций в обычных товарах – одежда, жилье, продукты питания во многих регионах мира не могут быть проданы, если они не сопровождаются «упаковкой» из востребованных эмоций. Сегодня рынок эмоций достигает масштабов в десятки и сотни миллиардов условных долларов, и эти масштабы увеличиваются ежегодно.Подчеркивается, что производство эмоционально нагруженных образов приобретает промышленно-индустриальный характер. В статье проводится аналогия между промышленной революцией XIX – начала XX вв. и современным этапом научно-технологической революции. Как развитие промышленных методов производства вещей привело к экологическим кризисам и опасному загрязнению среды, так и современные информационные технологии угрожают ростом уровня «токсичных образов». Рассмотрены наиболее очевидные примеры болезнетворного действия сетевых технологий: постправда и массовый газлайтинг. Отмечается, что первым шагом на пути к обезвреживанию технологий третьего тысячелетия является осознание их негативных аспектов. Но даже такое осознание только начинается. Пока что люди, живущие в регионах с максимальным «социально-психологическим загрязнением», реагируют на него в основном путем самоизоляции.
Summary. In the XXI century. the development of technologies reached a fundamentally new stage of development. Technologies become network (field), and this entails radical changes in the socio-psychological sphere. Happiness indices adopted in different countries and the emotion industry itself are analyzed in detail. The share of emotions in ordinary goods is also growing - clothes, housing, food in many regions of the world cannot be sold if they are not accompanied by «packaging» of demanded emotions. Today, the emotion market reaches a scale of tens and hundreds of billions of notional dollars, and these scales increase annually. It is emphasized that the production of emotionally loaded images acquires an industrial character. The article draws an analogy between the industrial revolution of the XIX - early XX centuries. and the modern stage of the scientific and technological revolution. Just as the development of industrial methods for the production of things has led to environmental crises and dangerous environmental pollution, so modern information technology threatens to increase the level of «toxic images». The most obvious examples of the pathogenic effect of network technologies are considered: post-truth and mass gaslighting. It is noted that the first step towards neutralizing technologies of the third millennium is the awareness of their negative aspects. But even such awareness is just beginning. So far, people living in regions with maximum «socio-psychological pollution» react to it mainly by self-isolation.
Keywords: social psychology, network technologies, twenty-first century, emotion industry, post-truth, mass gaslighting.