СТОЛКНОВЕНИЕ ПАРАДИГМ В СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1970-х: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

В.И. Коннов

PARADIGM COLLISION IN SOVIET PSYCHOLOGY OF THE 1970S: THEORETICAL AND SOCIOPOLITICAL CAUSES
V.I. Konnov

DOI: 10.38098/ipran.sep_2022_25_1_01

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье предлагается анализ научной дискуссии, развернувшейся в 1970-е гг. вокруг теории деятельности. В качестве главных участников рассматриваются автор теории А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов, выступавший за то, чтобы использовать в качестве теоретической основы для психологии системный подход. Анализируются тексты статей двух авторов, их выступления, а также социально-политическая ситуация в психологии, в условиях которой разворачивалась дискуссия. В качестве основных тем обсуждения выделяются проблема соотношения биологического и социального в психологии, понимание категории «отражение», а также вопрос природы психического. Анализ исходит из гипотезы, что причиной данной дискуссии, помимо собственно теоретических разногласий, послужил конфликт интересов различных групп в советской психологии, которые представляли Леонтьев и Ломов. Разбор исторических обстоятельств показывает, что Леонтьев представлял университетскую психологию, ориентированную на высокий уровень теоретической оригинальности, сокращение заимствований идей зарубежных психологов, компактные эксперименты и преобладание преподавательской работы. Ломов же выступал от лица академической психологии, ориентированной на масштабные эксперименты, прикладные работы и активное использование зарубежных подходов и методик. Делается вывод о том, что конкуренция теории деятельности и системного подхода может рассматриваться как столкновение двух парадигм советской психологии, каждая из которых была связана с определенной эпохой: теория деятельности – с периодом 1920-30-х, характеризовавшимся дефицитом ресурсов, акцентом на преподавании и предельным вниманием к теоретическим формулировкам, связанным с жестким идеологическим контролем, а системный подход – с периодом «большой науки», которому было свойственно выделение психологических исследований как особой профессии, не обязательно связанной с преподаванием, и расширение взаимодействия с условными заказчиками исследований, в большей степени заинтересованными в четкости методик и полученных с их помощью результатов.

Ключевые слова: история советской психологии, системный подход, теория деятельности, парадигмы психологии, Институт психологии РАН.

Summary. The article analyzes the discussion about the activity theory, which erupted in the Soviet psychology in the 1970s. The key participants were the author of the theory A.N. Leontiev and B.F. Lomov, who was strongly in favor of adopting systems approach as a framework for the whole of psychology. The main material under analysis are the articles of the two authors, their public addresses, which are examined within the sociopolitical situation in the Soviet science of the 1970s. The main themes discussed are the problem of the biological and the social in the psychology, understanding of “reflection” as a psychological category, question of the nature of the psyche. The analysis is based on the hypothesis that apart from the theoretical differences the cause of this discussion was a conflict between different groups within Soviet psychology represented by A.N. Leontiev and B.F. Lomov. Examination of the historical circumstance shows that Leontiev represented university psychology aimed at a high level of theoretical originality, rejection of appeals to foreign psychology, compact experiments and concentration on teaching. Lomov on the other hand was speaking on behalf of the Academy of Sciences type of psychology, which could be characterized by large-scale experiments, applied work and a readiness to use foreign methods and approaches when necessary. A conclusion can be made that the collision of the activity theory and systems approach can be considered a conflict between two paradigms of Soviet psychology, each sprouting from a certain epoch: activity theory from the 1920-30s, characterized by scarcity of resources for research, accentuation of teaching and a special attention to formulations, due to rigid ideological control; systems approach from the era of big science, typified by separation of psychological profession not necessarily connected to teaching, and expansion of cooperation with a different clients, interested in clarity of methods and results.

Keywords: history of Soviet psychology, systems psychology, activity theory, paradigms of psychology, Institute of psychology RAS.