КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ: НЕСКОЛЬКО ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

И.Н. Елисеева

QUANTITATIVE METHODS IN THE HISTORY OF PSYCHOLOGY: A FEW PROBLEMATIC ISSUES
I.N. Yeliseyeva

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_12

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье изложены некоторые размышления, возникшие в ответ на публикацию результатов исследования отечественной истории психологии на основе формализованных показателей научной результативности. Подчеркнута важность соблюдения принципа полноты и репрезентативности исходных данных, а следовательно – оценки полноты исходных баз данных и объема недостающих сведений, поскольку именно эти свойства определяют, будут ли содержательные выводы исследования носить предварительный характер. Приведены примеры проявления и компенсации различного рода информационных барьеров, снижающих качество исходных данных. Отмечена важность создания баз данных для наукометрических исследований в области отечественной истории психологии. Отмечено, что в историко-психологических работах необходимо обоснование валидности количественных показателей, характеризующих латентную переменную, а также комплексов показателей, целостно описывающих исследуемое явление. В контексте истории психологии это справедливо и по отношению к широко используемым формализованным показателям научной деятельности, в частности – индексу Хирша, рассчитываемому на базе известных информационных ресурсов. В свою очередь, выбор единиц измерения количественного показателя во многом определяет возможности проведения сравнительного анализа, который позволяет выявлять факторы развития исследуемого объекта или процесса и его закономерности. Обозначены проблемы, связанные с математико-статистическим анализом количественных данных в историко-психологическом исследовании. Перечислен ряд непараметрических индикаторов, критериев и методов, которые могут использоваться для анализа данных с негауссовым распределением, в том числе количественных показателей социальных явлений. На основе сравнения динамики отечественных диссертационных исследований, содержащих в названиях термины библиометрия, наукометрия, инфометрия, и статейных публикаций, размещенных в Российском индексе научного цитирования, сделан вывод о высокой вероятности подготовки и защиты диссертационных работ по проблемам количественных методов в истории психологии. Сделаны предположения о возможных конструктивных результатах научной дискуссии об использовании количественных методов в истории психологии, таких как: создание максимально полных баз исходных данных, разработка унифицированных подходов к проведению исследований такого рода и создание соответствующих справочных баз данных.

Ключевые слова: история психологии,сравнительный анализ, библиометрия, наукометрия, количественные методы, количественный показатель.

Summary. The article presents some reflections that arose in response to the publication of the results of the study of the national history of psychology on the basis of formalized indicators of scientific performance. The importance of observing the principle of completeness and representativeness of the source data is emphasized, and, consequently, assessing the completeness of the source databases and the amount of missing information, since these properties determine whether the meaningful conclusions of the study will be preliminary. Examples of the manifestation and compensation of various kinds of information barriers that reduce the quality of the source data are given. The importance of creating databases for scientometric research in the field of national history of psychology is noted. It is noted that in historical and psychological works it is necessary to substantiate the validity of quantitative indicators characterizing a latent variable, as well as complexes of indicators that holistically describe the phenomenon under study. In the context of the history of psychology, this is also true in relation to widely used formalized indicators of scientific activity, in particular, the Hirsch index, calculated on the basis of well-known information resources. In turn, the choice of units of measurement of a quantitative indicator largely determines the possibilities of conducting a comparative analysis, which allows you to identify the factors of the development of the object or process under study and its patterns. The problems associated with the mathematical and statistical analysis of quantitative data in historical and psychological research are identified. A number of nonparametric indicators, criteria and methods that can be used to analyze data with a non-Gaussian distribution, including quantitative indicators of social phenomena, are listed. Based on a comparison of the dynamics of domestic dissertation research containing the terms bibliometry, scientometry, infometryin the titles, and article publications published in the Russian Science Citation Index, a conclusion is made about the high probability of preparing and defending dissertations on the problems of quantitative methods in the history of psychology. Assumptions are made about the possible constructive results of the unfolding discussion on the use of quantitative methods in the history of psychology, such as: the creation of the most complete databases of initial data, the development of unified approaches to conducting this kind of research and the creation of appropriate reference databases.

Keywords: history of psychology, comparative analysis, bibliometry, scientometry, quantitative methods, quantitative indicator.