ФЕНОМЕН ГРУППОВОЙ ПОЛЯРИЗАЦИИ В ПОЛИТОЛОГИИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ США И ЕВРОПЫ

А.Н. Лебедев, О.В. Гордякова

THE PHENOMENON OF GROUP POLARIZATION IN POLITICAL SCIENCE AND POLITICAL PSYCHOLOGY IN THE USA AND EUROPE
A.N. Lebedev, O.V. Gordyakova

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_24_4_06

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматривается феномен групповой поляризации и его особенности в разных странах, прежде всего в США и Европе, проведен сравнительный анализ. Показана история исследований групповой поляризации в научной школе французского социального психолога С. Московиси и современные подходы к изучению данного феномена в зарубежной социальной и политической психологии, а также в нейропсихологии. Проанализированы различия объективной политической и экономической поляризации от поляризации на субъективном психологическом уровне и различия разных видов поляризации. Также выделена специфика групповой поляризации как процесса ценностной дифференциации в группах по сравнению с культурными различиями исторически формирующихся независимых социальных групп. На основе анализа данных зарубежных психологов проанализированы некоторые причины и механизмы возникновения аффективной поляризации в политической жизни населения США и некоторых стран Европы. Рассмотрены формы проявления аффективной поляризации на межличностном уровне, характерные лишь для двухпартийной политической системы. В частности, резко усилившаяся в последние годы межпартийная вражда, обозначаемая в литературе термином «partisananimus». Отмечается роль средств массовой информации в формировании аффективной поляризации и межпартийной вражды в соответствии с концепцией (propaganda model)Н. Хомского и Е.С.Хермана, а также персональная роль политических лидеров в формировании аффективной поляризации членов республиканской и демократической партий США, говорится о мощном влиянии политической вражды на население этой страны в целом. В статье также говорится о недостаточном применении собственно психологических методов при изучении данной проблемы, подчеркивается ее неразработанность в отечественной психологии и актуальность изучения в России с учетом национальной специфики, а также особенностей российской политической системы.

Ключевые слова: групповая поляризация, аффективная поляризация, ценностная поляризация, межпартийная вражда («partisan animus»), ингрупповой фаворитизм, пропаганда, психологическая установка.

Summary. The review and analytical article examines the phenomenon of group polarization of the population and its features in different countries, primarily in the United States and Europe, a comparative analysis is carried out. The article considers the history of group polarization research in the scientific school of the French social psychologist S. Moscovici and modern approaches to the study of this phenomenon in foreign social, political and neuropsychology. The differences between objective political and economic polarization and polarization at the subjective psychological level are shown, as well as differences between different types of polarization. The specificity of group polarization as a process of value differentiation in groups in comparison with the differences of historically formed independent social groups is also highlighted. Based on the analysis of data from foreign psychologists, some causes and mechanisms of affective polarization in the political life of the population of the United States and some European countries are analyzed. The forms of affective polarization at the interpersonal level, characteristic only for the two-party political system of the United States, are considered. In particular, this is the inter-party hostility that has sharply intensified in recent years, referred to in the literature by the term «partisan animus». The article notes the role of the mass media in the formation of effective polarization and inter-party hostility in accordance with the concept (propaganda model) N. Chomsky and E.S.Herman. The personal role of political leaders in the formation of effective polarization of members of the Republican and Democratic parties of the United States is also noted, it is said about the powerful influence of political hostility on the population of this country as a whole. The article also talks about the insufficient use of psychological methods in the study of this problem, emphasizes its lack of development in domestic psychology and the relevance of its study in Russia, taking into account the Russian specifics, as well as the peculiarities of the domestic political system.

Keywords: group polarization, affective polarization, value polarization, «partisan animus», in-group favoritism, propaganda, attitudes.