СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПОНИМАНИИ ФУНКЦИЙ ЭТИКЕТА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА

В.А Чикер, Л.Г. Почебут

STATUS-ROLE DIFFERENCES IN UNDERSTANDING THE FUNCTION OF ETIQUETTE AS A REFCTION OF THE ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE UNIVERSITY
V.А. Chiker, L.G. Pochebut

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_08

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные со статусно-ролевыми различиями в понимании функций этикета преподавателями и студентами современных вузов, анализируются представления о феномене организационной культуры вуза в связи с функциями этикета как регулятора социального поведения. В исследовании приняли участие 145 студентов и 69 преподавателей преимущественно гуманитарных и естественнонаучных специальностей, всего 214 человек. Функции этикета диагностировались при помощи опросника О.И. Даниленко «Оценка субъективной значимости функций этикета», организационной культуры – методики К. Камерона и Р. Куинна. В исследовании эмпирически доказано, что различные типы организационной культуры по модели Куинна-Камерона предполагают определенную структуру понимания функций этикетного поведения, различную для студентов и преподавателей. Для студентов предпочтительна клановая организационная культура, и с ней они связывают большинство этикетных предписаний. Для преподавателей наиболее актуальна адхократическая составляющая организационной культуры. С точки зрения понимания основных функций этикета, студентами отрицается реальная бюрократическая культура, но она может рассматриваться как желательная в будущем при учете реализации этикетных норм.  Сложившаяся организационная культура вузов оценивается преподавателями преимущественно как бюрократическая, рыночная, в меньшей степени клановая и с невысокими оценками адхократической составляющей. Студенты не чувствуют в той же степени, как преподаватели, давления бюрократии и рынка, а вуз рассматривают как место поддержки и сотрудничества, обстановка в вузе оценивается ими более творческой, чем преподавателями. Рыночная организационная культура не связывается с этикетными нормами ни преподавателями, ни студентами.

Ключевые слова: вуз, преподаватели, студенты, организационная культура вуза, понимание функций этикета.

Summary. The article deals with theoretical and practical issues related to the status-role differences in the understanding of the functions of etiquette by teachers and students of modern universities, analyzes the ideas about the phenomenon of the organizational culture of the university in connection with the functions of etiquette as a regulator of social behavior. 145 students and 69 teachers of mainly humanitarian and natural science specialties were examined, a total of 214 people. The functions of etiquette were diagnosed using the questionnaire of O. I. Danilenko "Assessment of the subjective significance of the functions of etiquette", organizational culture-the methodology of K. Cameron and R. Quinn.The study empirically proves that different types of organizational culture according to the Quinn-Cameron model presupposes a certain structure of understanding the functions of etiquette behavior, which is different for students and teachers. For students, the clan organizational culture is preferred and they associate most of the etiquette prescriptions with it. For teachers, the adhocracy component of organizational culture is the most relevant. From the point of view of understanding the basic functions of etiquette, students deny the real bureaucratic culture, but it can be considered as desirable in the future, taking into account the implementation of etiquette norms.The current organizational culture of universities is assessed by teachers mainly as bureaucratic, market-based, to a lesser extent clan-based and with low assessments of the adhocratic component. Students do not feel the pressure of bureaucracy and the market to the same extent as teachers, and they consider the university as a place of support and cooperation, the situation in the university seems to them more creative than to teachers. The market organizational culture is not associated with the etiquette norms of either teachers or students.

Keywords: the university, teachers and students, the organizational culture of the university, the functions of etiquette.