ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАВНОДУШИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОТНОШЕНИЯХ К ДЕТЯМ

С.Т. Посохова, С.В. Фоменко

PSYCHOLOGICAL CONTENT OF PARENTAL INDIFFERENCE IN RELATIONSHIP WITH CHILDREN
S.Т. Posokhova, S.V. Fomenko

DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_22_2_04

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассматривается феномен равнодушиякак особого отношенияличности, выражающегося в отсутствии эмоциональной чувствительности к актуальным потребностям и переживаниям другого человека и сочетающегося с отказом от помощи ему в критической ситуации. Дается анализ различных научных позиций по проблеме равнодушия, выделяются его основные смысловые стороны. Представлены результаты работы, целью которой было раскрыть понимание равнодушия, проявляемого родителями в отношениях к собственным детям. В исследовании участвовали родители детей младшего школьного возраста – 30 человек в возрасте от 25 до 40 лет, преимущественно матери. В качестве измерительного инструмента использовались: метод незаконченных предложений, модифицированный вариант методики Дж. Сакса, С. Леви, методика Б.Д. Додонова «Эмоциональная направленность». Проведенный качественный и количественный анализ обнаружил проявления равнодушия в системе отношений большинства родителей к своим детям. Выделены его эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, определяющие его психологическое содержание. Полученные результаты показали противоречивость родительского отношения, в котором одновременно присутствует и понимание потребностей и чувств ребенка, и низкая значимость его переживаний и нужд. Удовольствие, которое родители получают от эмоциональной близости с ребенком, соответствует его уровню при удовлетворении других потребностей: в заботе о других, в успешности в деятельности, в общении, в гармонии с окружающим миром, в накоплении. Совокупность теоретических и эмпирических результатов подчеркивает важность дальнейшего изучения равнодушия как социально-психологического феномена, который может стать одной из причин нарушений детско-родительских отношений.

Ключевые слова: равнодушие, потребности, детско-родительские отношения, эмоциональная чувствительность, отношение к детям, социальное взаимодействие.

Summary. In the article, indifference is considered as a phenomenon of interpersonal relations and as a special attitude of the person to others, expressed in the absence of emotional sensitivity to the current needs and experiences of another person, combined with refusal to help him in a critical situation. An analysis of various scientific positions on the problems of indifference is given, its main semantic aspects are distinguished. The results of a special study are presented, the purpose of which was to identify the parental indifference as a real phenomenon of interaction with children. The study involved parents of children of primary school age – 30 people aged from 25 to 40 years, mostly women. As a measuring tool, the following were used: the method of unfinished proposals, a modified version of the Sax-Levy method and the method of B. D. Dodonov "Emotional orientation," a modified version. Qualitative and quantitative analysis made it possible to talk about the presence of a phenomenon of indifference in the system of relations of most of the parents. The components of indifference defining its psychological sense were determined: emotional, cognitive and behavioral. The results showed contradictory nature of parents’ indifference.  Parents can understand the needs and feelings of the child. The pleasure that parents get from the intimacy with the child corresponds to the level of pleasure getting from the satisfaction of other needs: need to take care of others, to be successful in professional activity and communication, to be in the harmony with the world, to accumulate. The totality of theoretical and empirical results emphasizes the importance of further studying indifference as a socio-psychological phenomenon that can become one of the causes of violations of child-parental relations and unconstructive behavior of children.

Keywords: indifference, needs, child-parental relations relationships, emotional sensibility, attitude to children, social interaction.