ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
Протоиерей Вадим Леонов
Digital transformation in the life of modern society: the religious aspect
Archpriest Vadim Leonov
DOI: 10.38098/ipran.sep_2021_22_2_02
Аннотация. Цифровизация современного общества – это не просто актуальная особенность жизни, но новая реальность, вошедшая в жизнь человечества посредством современных технологий, бурно развивающихся, но еще не осмысленных должным образом в аспекте целей своего развития, методов реализации и возможных последствий. Тем не менее, цифровизация экономики и всех сфер жизни российского общества является государственной программой, уверенно реализуемой с 2017 г. В работе системно и последовательно излагается генезис способов передачи информации в человеческой истории и наметившихся тенденций в формировании новой цифровой реальности. Делаются предположения о возможных путях дальнейшего развития общества, где использование цифровых технологий, искусственного интеллекта и построение симбиотических гуманно-цифровых моделей существования станет нормой. Делаются выводы, что цифровизация, при наличии несомненных выгод, имплицитно содержит опасные последствия, которые неизбежно возникают в связи с игнорированием духовно-нравственных основ человеческого бытия. В частности, вполне возможной перспективой является радикальное изменение взаимных позиций людей и цифровых систем: если на данном этапе цифровые технологии, включая разработки искусственного интеллекта, ориентированы на обслуживание интересов человека, то в ближайшем будущем люди и различные человеческие ресурсы будут в возрастающей степени обеспечивать эффективное функционирование высокотехнологичных структур. Управляющие функции стремительно переходят от людей к цифровым системам, а обслуживающие функции от машин к людям. Тревожным симптомом является и персонализация программ с искусственным интеллектом, которые имитируют комфортных собеседников и начинают замещать в сфере личного общения реальных людей, что нуждается в серьезном осмыслении психологических и антропологических последствий. В конце статьи рассматривается альтернативный христианский подход к удовлетворению естественного стремления человечества к быстрому и широкому взаимному общению – православное антропологическое учение о благодатном взаимодействии людей.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, искусственный интеллект, информация, коммуникация, диалог, социальная среда, антропология, православная антропология, богословие, духовность, благодать.
Summary. The digitalization of modern society is not just an actual feature of life, but a new reality that has entered the life of humanity through modern technologies that are rapidly developing, but have not yet been properly understood in terms of goals of its development, methods of implementation and possible consequences. Nevertheless, the digitalization of the economy and all spheres of life of the Russian society is a state program that has been confidently implemented since 2017. The article systematically and consistently describes the genesis of information transmission methods in human history and the emerging trends in the formation of a new digital reality. Assumptions are made about possible ways of further development of society, where the use of digital technologies, artificial intelligence and the construction of symbiotic human-digital models of existence will become the norm. The author concludes that digitalization, in the presence of undoubted benefits, implicitly contains dangerous consequences that inevitably arise about ignoring the spiritual and moral foundations of human existence. A radical change in the mutual positions of people and digital systems is quite possible: if at this stage digital technologies, including the development of artificial intelligence, are focused on serving human interests, then soon people and various human resources will increasingly ensure the effective functioning of high-tech structures. Control functions are rapidly moving from people to digital systems, and service functions from machines to people. An alarming symptom is also the personalization of programs with artificial intelligence, which imitate comfortable interlocutors and begin to replace real people in the sphere of personal communication, which needs a serious understanding of the psychological and anthropological consequences. At the end of the article, an alternative Christian approach to satisfying the natural desire of humanity for rapid and broad mutual communication is considered-the Orthodox anthropological teaching about the gracious interaction of people.
Keywords: digitalization, digital transformation, artificial intelligence, information, communication, dialogue, social environment, anthropology, Orthodox anthropology, theology, spirituality, grace.