ИНТРАГРУППОВОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ГРУПП И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Е.В. Эгамбердиева

INTRAGROUP STRUCTURING OF STUDENT GROUPS AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
E.V. Egamberdieva

DOI: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.005

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Изучалось интрагрупповое структурирование студенческих групп и психологическая безопасность личности в образовательной среде. Рассмотрены современные исследования по проблемам психологической безопасности и статусного структурирования. Проведен сравнительный анализ различий между 1, 3 и 5 курсами учащихся вуза. Выявлены достоверные различия в интрагрупповом структурировании между группами 1-го и 3-го курсов и 3-го курса и 5-го курса, что объясняется уровнем развития, на котором находятся каждая из исследуемых групп. Также был проведен сравнительный анализ оценки восприятия защищенности и удовлетворенности образовательной средой вуза у студентов разных статусных категорий. Обнаружены достоверные различия в оценке психологической безопасности между лидерами студенческих групп, среднестатусными студентами и аутсайдерами. Установлено, что среднестатусные учащиеся больше удовлетворены характеристиками образовательной среды, чем лидеры; низкостатусные студенты высоко оценивают удовлетворенностьхарактеристиками образовательной среды, но при этом чувствуют себя менее защищенными в среде вуза. Выявлено, что при среднем уровне удовлетворенности образовательной средой высокостатусные студенты чувствуют себя более психологически защищенными, чем низкостатусные. Сделан вывод, что статусное структурирование студенческой группы может выступать как один из показателей, влияющих на оценку студентами психологической безопасности в вузе. Для повышения безопасности образовательной среды вуза необходимо проводить социально-психологическую работу в студенческих группах, нацеленную на повышение статуса студентов, особенно из числа аутсайдеров. Полученные данные могут быть полезными при выстраивании системы воспитательной работы в вузе.

Ключевые слова: образовательная среда, студенческие группы, безопасность образовательной среды, статус, интрагрупповое структурирование, социометрия, референтометрия, психологическая безопасность личности.

Summary. We studied the intragroup structuring of student groups and the psychological security of the individual in the educational environment. Modern research on the problems of psychological security and status structuring is considered. A comparative analysis of the differences between the 1st, 3rd and 5th courses was carried out. Significant differences in intragroup structuring between the 1st year and 3rd year groups, the 3rd year and 5th year groups were revealed, which is associated with the level of development at which each of the studied groups is located. A comparative analysis of the assessment of the perception of security and satisfaction with the educational environment of the university among students of different status categories was also carried out. Significant differences in the assessment of psychological safety between the leaders of student groups, average students and outsiders were found. It is established that the average students are more satisfied with the characteristics of the educational environment than the leaders; Low-status students highly assess their satisfaction with the characteristics of the educational environment, but at the same time they feel less protected in the university environment.It was revealed that with an average level of satisfaction with the educational environment, high-status students feel more psychologically protected than low-status students. It is concluded that the status structuring of the student group can act as one of the indicators that affect the students ' assessment of psychological security at the university. To increase the safety of the educational environment of the university, it is necessary to conduct socio-psychological work in student groups aimed at improving the status of students, especially from among outsiders. The obtained data can be useful in building a system of educational work in the university.

Keywords: educational environment, student groups, security of the educational environment, status, intragroup structuring, sociometry, referentometry, psychological security of the individual.