ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЛИДАРНОСТИ РОССИЙСКИХ МЕДИА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

О.И. Маховская

PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF SOLIDARITY IN RUSSIAN MEDIAS IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC
O.I. Makhovskaya

DOI: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.003

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье ставится задача разработки психологически обоснованных рекомендаций для медиа по формированию солидарных установок и навыков взаимопомощи в условиях такой чрезвычайной ситуации, как пандемия. Анализируются официальные новости, неформальные сообщения в соцсетях, сетки и программы телевещания в первый месяц пандемии в России. Выделяются «видимые» и «невидимые» для медиа психологические факторы солидарности, которая рассматривается как сложный социально-психологический конструкт, включающий не только представления о справедливом мироустройстве, но и эмпатию, позитивную идентичность и личный опыт взаимопомощи. Информирование о различных, иногда взаимоисключающих факторах пандемии (генетических, политических, медицинских, миграционных, демографических, экономических, региональных и т.д.) может привести к когнитивному диссонансу в восприятии информации, дезориентировать и деморализовать членов общества. Отмечается, что СМИ недооценивали культурные и психологические факторы пандемии, не ставили задачу формирования навыков солидарности у детей и взрослых. Анализ сетки федерального телеканала «Карусель» за апрель 2020 г. показал рост развлекательных и снижение просоциальных программ, преобладание тактик отвлечения внимания от пандемии. Показано, что преждевременное информирование о характере распространения вируса, приводил к парадоксальным, обратным тенденциям, то есть медиа по факту моделировали социальное поведение и определяли темпы пандемии. Даются рекомендации по стратегиям и тактикам воздействия на аудиторию, субъектность которой наряду с паникой нарастает в условиях пандемии.

Ключевые слова: пандемия, инфодемия, солидарность, медиа, навык, идентичность, телевидение, установки, когнитивный компонент, действие, сообщение.

Summary. The paper aims to develop psychologically grounded recommendations for the media on the formation of solidarity attitudes and skills under the conditions of such a natural disaster as a pandemic. The article analyzes official news, informal messages in social networks, program schedules, video episodes in the first month of the pandemic in Russia. The psychological factors of solidarity, visible and invisible to the media, are distinguished. Solidarity is considered as a complex socio-psychological construct that includes not only ideas about a fair world order, but also empathy, positive identity and personal experience of mutual assistance. Informing about various, sometimes controversial factors of the pandemic (genetic, political, medical, demographic, economic, regional, etc.) could lead to cognitive dissonance in the perception of information, disorientate and demoralize recipients. The cultural and psychological factors of the pandemic were underestimated by medias. The task of developing solidarity skills in children and adults was not set. The analysis of the grid of the federal TV channel «Karusel» for April 2020 showed an increase in entertainment and a decrease in prosocial programs, the predominance of tactics to distract attention from the pandemic. It is shown that premature information about the nature of the spread of the virus led to paradoxical, reverse trends, that is, the media actually modeled social behavior and determined the pace of the pandemic. Recommendations are given on strategies and tactics for influencing the audience, whose subjectivity, along with panic, increases in the context of a pandemic.

Keywords: pandemic, infogame, solidarity, media, skill, identity, television, attitudes, cognitive component, action, message.