ХУДОЖНИК И ЭПОХА: НОВЫЕ ГРАНИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Н.В. Борисова

ARTIST AND EPOCH: NEW FACETS OF HISTORICAL PSYCHOLOGY

N.V. Borisova

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В связи с духовным кризисом современного общества обосновывается возрастающая актуальность исследований в рамках исторической психологии. Утверждается, что пониманию причин и факторов данного кризиса способствует изучение закономерностей, в соответствии с которыми в ходе исторического процесса осуществлялись мировоззренческие и ценностные трансформации. Задача исторической психологии видится не только в воссоздании картины мира человека определенной эпохи, но и осмыслении глубинных механизмов, стоящих в основе перехода одной эпохи со своей спецификой мировосприятия в другую. Зависимость между историческими и психологическими феноменами интерпретируется на примере эволюции стилей в живописи и сопутствующими изменениями в ментальности и картине мира. Анализируется динамика в духовно-нравственной сфере человека за исторический период от Средних веков до современной эпохи Постмодерна, нашедшая яркое отражение в художественном творчестве. Показано, что процесс мировоззренческой и ценностной дезориентации человечества сопровождался значительными преобразованиями в изобразительном искусстве, а именно постепенным забвением культурно-исторических символов, аккумулирующих опыт предшествующих поколений, уходом в экспрессию и самовыражение, усилением акцента на индивидуальных, субъективных переживаниях художника. Поставлена проблема высокой значимости культурно-исторических символов в жизни человека и их дефицита в современном мире, в котором они уступили место симулякрам. Обсуждаютсякритерии гениальности. Предполагается, что гения от выдающейся личности той или иной эпохи отличает особая глубина творчества, отвечающего насмысложизненные вопросы. Гений – не только высочайший профессионал в той или иной области деятельности, но носитель общечеловеческих, универсальных ценностей, обладающий способностью интеллектуально и нравственно подняться над социально-историческим контекстом своего времени, осмыслитьего, демонстрируя современникам возможность преодоления возникших на данном цивилизационном этапе ошибок и заблуждений.

Ключевые слова: историческая психология, духовный кризис, историческая личность, гениальная личность, картина мира, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время, модерн, постмодерн, живопись, художник, Джотто ди Бондоне, Винсент Ван Гог, Эдвард Мунк, Андрей Рублев.

Summary. In connection to the spiritual crisis of modern society, the increasing relevance of research in the framework of historical psychology is substantiated. It is argued that the understanding of the causes and factors of this crisis contributes to the study of patterns, in accordance with which were carried out ideological and value transformations of the historical process. The task of historical psychology is seen not only in the reconstruction of the picture of the world of a person of a certain era, but the understanding of the deep mechanisms underlying the transition of one era with its specific worldview to another. The relationship between historical and psychological phenomena is interpreted by the example of the evolution of styles in painting and the accompanying changes in mentality and worldview. The article analyzes the dynamics of changes in the spiritual and moral sphere of man during the historical period from the Middle ages to the modern postmodern era, which has found a vivid reflection in artistic creativity. It is shown that the process of ideological and value disorientation of mankind was accompanied by significant transformations in the visual arts, namely the gradual oblivion of cultural and historical symbols that accumulate the experience of previous generations, the departure in expression and self-expression, increasing emphasis on individual, subjective experiences of the artist. The problem of the high importance of cultural and historical symbols in human life and their deficiency in the modern world, in which the symbol has given way to a simulacrum, is posed. The criteria of genius are discussed. It is assumed that the genius of the outstanding personality of some era is distinguished by a special depth of creativity, answering life-meaning questions. Genius – not only senior professional in some field of activity, but of universal media, universal values, having the capacity intellectually and morally to transcend the socio-historical context of the time, comprehend it, demonstrating to his contemporaries the opportunity to overcome at this stage of civilization is wrong.

Keywords: historical psychology, spiritual crisis, historical personality, genius, worldview, Middle Ages, Renaissance, New time,modern, postmodern, painting, artist, Giotto di Bondone, Vincent van Gogh, Edvard Munch, Andrei Rublev.