ГРАЖДАНСКАЯ НАУКА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

А.В. Махнач, А.И. Лактионова, Ю.В. Постылякова

CITIZEN SCIENCE IN SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESEARCH

A.V. Makhnach, A.I. Laktionova, Yu.V. Postylyakova

Скачать полный текст (.pdf)

АннотацияАнализируется феномен и понятие «гражданская наука» (citizenscience), рассматриваются ее место, роль и взаимодействие с профессиональной наукой. Гражданская наука – это подход, который имеет ряд преимуществ для трех благополучателей этого процесса: науки, общества, самих «гражданских ученых» и зависит от степени вовлеченности последних и характера проекта. Описываются формы гражданской науки и выделяются основные этапы научных исследований с привлечением «гражданских ученых». Большое внимание уделяется рассмотрению возможностей и практик использования гражданской науки в социально-психологических исследованиях. Показано, что реализация и использование гражданской науки имеет следующие социально-психологические характеристики: все «гражданские ученые» являются подлинными со-исследователями; они хорошо осведомлены о содержании, целях и задачах проекта, в котором добровольно принимают участие; им понятна их собственная роль и место в исследовании; они получают для себя новые знания в той области науки, в рамках которой ведется научная работа, приобретают новый опыт. Обсуждаются отличия гражданской науки от традиционного привлечения волонтеров в качестве респондентов (испытуемых), характерного для социальных наук и психологии. Приводятся примеры использования гражданской науки в исследовании жизнеспособности детей, подростков и молодежи в рамках международных социально-психологических исследований. На этих примерах в статье приводится содержание этапов совместного международного проекта «Жизнеспособность подростков в условиях экологических и социально-экономических вызовов: исследование в рамках нескольких систем» с использованием представителей гражданской науки. Проект осуществляется в сотрудничестве с психологами из ЮАР (Университет Претории), г. Читы (Забайкальский университет), г. Санкт-Петербурга (РГПУ им. Герцена).

Ключевые слова: гражданская наука, «гражданские ученые», жизнеспособность человека, жизнеспособность подростков и молодежи, научный краудсорсинг.

Summary. The phenomenon and concept of “citizen science” was analyzed, its place, role and interaction with professional ruled science were discussed. Citizen science is an approach that has several advantages for the three beneficiaries of this process: science, society, the “citizen scientists” themselves and depends on the degree of involvement of them and the nature of the project. The forms of citizen science were described and the main stages of scientific research with the involvement of "citizen scientists" were highlighted. Much attention was paid to the possibilities and practices of using citizen science in socio-psychological research. It was shown that the implementation of citizen science has the following socio-psychological effects: all “citizen scientists” are genuine co-researchers; they are aware of the content, goals and objectives of the project in which they voluntarily participate; they understand their own role and place in research; they gain new knowledge for themselves in the field of science within the framework of which scientific work is being conducted, and finally gain new experience. The differences between citizen science and the traditional involvement of volunteers as respondents (subjects), which are characteristic of all social sciences and psychology as well were discussed. The examples of the using of citizen science in the study of children, adolescents and youth resilience in the framework of international socio-psychological projects were given. Using these examples, the authors give the content of the stages of the joint international project “Adolescent resilience in environmental and socio-economic challenges: a study in the framework of several systems” using representatives of citizen science. The project is being implemented in collaboration with psychologists from South Africa (Pretoria University), Chita (Transbaikal University), St. Petersburg (Herzen State Pedagogical University).

Keywords: citizen science, “citizen scientists”, human resilience, the adolescents and youth resilience, crowdsourcing in science.