НРАВСТВЕННАЯ ЭЛИТА И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ОБСУЖДЕНИЯ ПОНЯТИЙ
М.И. Воловикова
THE MORAL ELITE AND THE INTELLIGENTSIA – SOME OF THE RESULTS OF THE DISCUSSION OF CONCEPTS
M.I. Volovikova
Аннотация. Статья посвящена результатам анализа понятий «нравственная элита» (Журавлев, Купрейченко, 2006, 2010, 2011) и «русская интеллигенция» (Лихачев, 1993). Отмечается, что введение понятия «нравственная элита» сделано в 2006 г. в публикации А.Л. Журавлева и А.Б. Купрейченко. Утверждается, что идея была принята научным сообществом. Приводятся некоторые итоги ее обсуждения. Отдельное внимание уделяется результатам эмпирических исследований нравственной элиты. Полностью приводится текст анкеты, составленной в 2011 г. Журавлевым и Купрейченко. Даются результаты пробного исследования, проделанного ими с применением данной анкеты. Говорится о возможности продолжения такой работы. Проводится сопоставление с другим подходом к исследованию представлений о нравственной элите, основанном на косвенных вопросах и имеющем проективный характер (Воловикова, Журавлев, 2016, 2018). Делается вывод о перспективности изучения представлений о нравственной элите. Приводятся суждения современных авторов по поводу ограниченности идеи «русской интеллигенции». Говорится об исторических корнях данной ограниченности. Приводятся некоторые положения из работы писателя А.И. Солженицына «Образованщина» (Солженицын, 1974) о причинах этого явления. Делается вывод о том, что в современной ситуации более актуальным становится понятие нравственной элиты, охватывающее широкие слои населения и служащее сохранению нравственных основ российского менталитета. Подчеркивается, что на современном этапе важно не только принять термин «нравственная элита», но и пытаться операционализировать это понятие, разрабатывать или совершенствовать методики для его изучения, в том числе его психологического аспекта, связанного с исследованием представленийоб этом феномене
Ключевые слова: русская интеллигенция, нравственная элита, имплицитные представления, российский менталитет, историческая обусловленность, нравственность, «образованщина».
Summary. The article is devoted to the analysis of the concepts of "moral elite" (Zhuravlyov, Kupreichenko, 2006; 2010; 2011) and "Russian intelligentsia" (Likhachev, 1993). It notes that the first mention of the "moral elite" was made in 2006 in the publication of Zhuravlyov and Kupreichenko. It argues that the scientific community adopted the idea. Some results of its discussion were given. Special attention was paid to the results of empirical studies of the moral elite. The text of the questionnaire compiled in 2011 by Zhuravlyov and Kupreichenko was given. The results of the trial research done by them with the application of this questionnaire provided. It says about the possibility of continuing work on the questionnaire. A comparison is made with another approach to the study of ideas about the moral elite, based on indirect issues and having a projective nature (Volovikova, Zhuravlyov, 2016; 2018). The conclusion about the prospects of studying the ideas of the moral elite was made. The author gives the opinions of modern authors about the limitations of the idea of "Russian intelligentsia". It says about the historical roots of this limitation. The conclusions from the work of writer A. I. Solzhenitsyn, "The Smatterers" (Solzhenitsyn, 1974) about the reasons for such limitations were shown. The conclusion that the concept of the moral elite which covers the broad strata of the population and serves to preserve the moral foundations of the Russian mentality becomes more relevant was made. It emphasizes that it is essential now not only to accept the term "moral elite" but to operationalize it and to develop or to improve methods for its study as well. The psychological aspect of this is associated with the studying of the representations about this phenomenon.
Keywords: Russian intellectuals, the moral elite, implicit beliefs Russian mentality, historical causality, moral reasoning, «smatterers».