ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖЕНЩИН О СВОЕМ РОЛЕВОМ РЕПЕРТУАРЕ

В.А. Баранова, М.А. Утробина

WOMEN’ REPRESENTATIONS ABOUT ITS ROLE REPERTOIRE

V.A. Baranova, M.A. Utrobina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. На основе теории аккумулирования социальных ролей (role accumulation theory) Ф. Кросби,в соответствии с которой человек, исполняя одновременно несколько ролей и сталкиваясь со сложностями в какой-то деятельности, легче справляется со стрессом за счет реализации себя в другой области, выдвигается предположение, что женщина с широким ролевым репертуаром оценивает и чувствует себя более успешной и благополучной, т.к.такое разнообразие обеспечивает ей возможность самореализации в различных жизненных сферах.С помощью семантического дифференциала выявлялось содержание отношения к различным женским ролевым типам, которые были выделены на основании количественного и качественного сочетания социальных ролей. Образы успешной и счастливой женщины изучались методом контент-анализа с категориальной сеткой для изучения представителей большой социальной группы при анализе ответов респондентов на открытый вопрос. Выборку составили 50 женщин, проверялись гипотезы о взаиморасположении различных типов в семантическом пространстве, а также о связи между принадлежностью респондента к той или иной социальной группе и оценкой образов женщин с различным ролевым репертуаром. Результаты зафиксировали минимальное расстояние между типом, аккумулирующим максимальное количество ролей, и типом «успешная женщина». Обнаружены статистически достоверные различия в оценке предложенных образов между респондентами разных социальных групп. Также было показано, что женщина, сочетающая несколько социальных ролей, воспринимается как более успешная, образ же счастливой женщины связан с традиционным взглядом на предназначение женщины, согласно которому у нее есть спутник и семья, а профессиональная деятельность не является обязательным компонентом ее жизни.

Ключевые слова: теория аккумулирования социальных ролей, успешная женщина, социальные роли современной женщины, успех, карьера, семья, дети, счастливая женщина, гендерные стереотипы, контент-анализ, семантический дифференциал.

Summary. The assumption that the woman with the wide role repertoire estimates and feels more successful and safe because of such variety as well as provides to her a possibility of self-realization in various vital spheres has been made on the basis of the theory of accumulation of social roles (role accumulation theory) of F. Crosby, according to which the person, playing at the same time several roles and facing difficulties in some activity, copes with a stress due to realization of in other areas easier. By the semantic differential the maintenance of the relation to various female role types which were allocated based on a quantitative and qualitative combination of social roles. Images of the successful and happy woman were studied by a content analysis method with a categorical grid for analyzing of representatives of a big social group at the analysis of answers of respondents to an open question. 50 women made the selection, hypotheses of the interposition of various types in semantic space and also about the interrelation between the respondents belonging to this or that social group and assessment of images of women with different role repertoire were checked. Results recorded the minimum distance between the type accumulating the maximum quantity of roles and the "successful woman" type. Statistically reliable differences in the assessment of the offered images between respondents of different social groups were found. Also, it was shown that the woman combining several social roles was perceived as more successful, the image of the happy woman was connected with a traditional view of the purpose of the woman according to which she has a satellite and family, and professional activity is not an essential component of life.

Keywords: theory of accumulation of social roles, successful woman, social roles of the modern woman, success, career, family, children, happy woman, gender stereotypes, content analysis, semantic differential.