ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ДЕСКРИПТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКАМИ. ЧАСТЬ I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

О.А. Белобрыкина

DIFFERENTIAL DESCRIPTORS OF SUBJECTIVE EXPERIENCE OF LONELINESS BY TEENAGERS. PART I: THEORETICAL AND METHODICAL APPROACHES TO RESEARCH

O.A. Belobrykina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. Рассмотрена феноменология чувства одиночества, природа, сущность и особенности переживания этого эмоционального состояния. Показаны взгляды отечественных и зарубежных ученых на его смысл, содержание и типологию. Обсуждена проблема влияния одиночества на социальное и психологическое развитие личности. Обозначены причины роста этого чувства в условиях современного психологического состояния общества. Отмечено, что исследований детского и подросткового одиночества в настоящее время выполнено крайне недостаточно, хотя именно в подростничестве фиксируется пик его переживания. В связи с этим ряд авторов рассматривает подростковое одиночество как ключевую экзистенциальную проблему возраста, обусловленную, прежде всего, неудовлетворенной потребностью в интимно-личностном общении со сверстниками. Одиночество в подростничестве трактуется как полифункциональное явление, выступающее одновременно интенсивным переживанием, способом проверки подлинной ценности сложившихся отношений, прóбой самостоятельности, средством самопознания и условием, необходимым для адекватного формирования ключевого новообразования возраста – личностной рефлексии. На основе теоретического анализа научных источников охарактеризованы типы субъективного переживания одиночества в подростковом возрасте: невольное и добровольное; позитивное и негативное. Обосновывается актуальность исследования спецификации этого переживания подростками, формулируется гипотеза о наличии содержательных различийв выраженности социально-психологических характеристик, выступающих дифференциальными дескрипторами в спецификации уровней переживания одиночества подростками, проверке которой посвящено эмпирическое исследование.

Ключевые слова: субъективное переживание одиночества, социальная изолированность, подростковый возраст, общение, самосознание, личностная рефлексия, социально-психологические дескрипторы.

Summary. The phenomenology of feeling of loneliness, the nature, essence and features of experience of this emotional state is considered. Views of domestic and foreign scientists of sense, the contents and typology of loneliness are shown. The problem of influence of loneliness on social and psychological development of the personality is discussed. The reasons of growth of feeling of loneliness in modern reality are designated. It is noted that researches in the field of studying of children's and teenage loneliness it is presented now extremely insufficiently though at teenage age the peak of experience of this feeling is fixed. In this regard, a number of authors considers the teenage loneliness as the key existential problem of age caused, first, by a dissatisfaction of need for intimate and personal communication with contemporaries. The loneliness at teenage age is treated as the multifunctional phenomenon acting as at the same time intensive experience, way of check of authenticity of the value of the developed relations, independence test, the means of self-knowledge and a condition necessary for adequate formation of a key new growth of age – a personal reflection. Because of the theoretical analysis of scientific sources types of subjective experience of loneliness at teenage age are characterized: involuntary and voluntary; positive and negative. Relevance of research of the specification of experience by teenagers of feeling of loneliness locates, the hypothesis of existence of substantial distinctions in expressiveness of the social and psychological characteristics acting as differential descriptors of the specification of levels of experience of loneliness at teenage age to which check of competency empirical research is devoted is formulated.

Keywordssubjective experience of loneliness, social isolation, teenage age, communication, consciousness, personal reflection, social and psychological descriptors.