ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ОПОСРЕДУЮТ ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ НА УРОВНЕ СТРАН?
А.А. Григорьев, Е.М. Лаптева
DOES EDUCATIONAL ATTAINMENT MEDIATE THE INFLUENCE OF INTELLIGENCE ON SOCIO-ECONOMIC ACHIEVEMENTS ON THE COUNTRY LEVEL?
A.A. Grigoriev, E.M. Lapteva
Аннотация. Представлены результаты проверки предположения об опосредующей роли образования в связях показателей интеллекта населения страны с ее социально-экономическими достижениями. Во-первых, определялось, повторятся ли на большей выборке стран результаты других исследований, свидетельствующих, что образовательные достижения стран являются более точным предиктором социально-экономических достижений, чем уровень интеллекта населения. Для этой цели использованы новые данные об интеллекте населения стран и оценки образовательных достижений, полученные путем объединения результатов ряда международных исследований достижений в образовании. Во-вторых, сравнивались прямые и непрямые (через образовательные достижения) эффекты влияния интеллекта на социально-экономические показатели. В-третьих, рассматривалось соотношение динамики образовательных и социально-экономических достижений за период с 2000 по 2015 гг. Показано: 1) результаты предыдущих работ не повторяются при использовании более представительных и точных данных, поэтому нет оснований утверждать, что образовательные достижения являются более надежным, чем интеллект, предиктором социально-экономических достижений; 2) прямые эффекты влияния интеллекта превосходят его непрямые, через образовательные достижения, эффекты влияния на социально-экономические достижения. Если бы образовательные достижения являлись опосредующим звеном в связи интеллекта с социально-экономическими достижениями, величина непрямых эффектов должна была бы быть достаточно высокой относительно величины прямых эффектов; 3) динамика образовательных достижений имеет незначимую отрицательную корреляцию с динамикой социально-экономических достижений. Если бы образовательные достижения являлись непосредственным детерминантом социально-экономических, эта корреляция, напротив, должна была бы быть положительной. Все эти результаты не согласуются с предположением об опосредующей роли образования в связи интеллекта с социально-экономическими достижениями. Интеллект населения воздействует на уровень социально-экономического развития не только посредством образовательных достижений; это ставит задачу поиска других путей его влияния.
Ключевые слова: макропсихология, образовательные достижения, интеллект, социально-экономические достижения, образование.
Summary. The results of verification of the assumption of the mediating role of education in the relationships of indicators of intelligence of the population of a country with its social and economic achievements are presented. First, it was defined whether the results of other researches demonstrating that educational attainment of the countries are the better predictor of social and economic achievements, than the intelligence of the population, will be repeated on the larger sample of countries. For this purpose, new data on the intelligence of the populations of countries and estimates of educational achievements obtained by combining the results of several international studies of attainments in education were used. Second, the direct and indirect (through educational achievements) effects of intelligence on socio-economic indexes were compared. Third, the correlation of dynamics of educational and socio-economic achievements from 2000 to 2015 was analyzed. Shown: 1) the results of the previous works were not reproduced when using more representative and exact data, there is no reason to argue that educational attainment is a better predictor of socio-economic achievements than intelligence; 2) the direct effects of intelligence exceed its indirect, through educational attainment, effects on socio-economic achievement. If educational attainment was a mediating link in connection of intelligence with socio-economic achievements, the size of indirect effects would have to be sufficiently high relative to the size of direct effects; (3) the dynamics of educational attainment have the non-significant negative correlation with the dynamics of socio-economic achievements. If educational attainment were direct determinants of socio-economic achievements, this correlation, on the contrary, would have to be positive. These results are not consistent with the hypothesis of mediating role of education in the relationship between intelligence and socio-economic achievements. The intelligence of the population influences the level of socio-economic development not only through educational achievements; this sets the task of the search of other ways of its influence.
Keywords: macropsychology, educational attainment, intelligence, socio-economic achievements, education.