КОММУНИКАТИВНО-ОРГАНИЗАТОРСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
И.Н. Логвинов, С.В. Сарычев
COMMUNICATIVE AND ORGANIZATIONAL PECULIARITIES OF THE PERSONALITY OF RUSSIAN VOLUNTEERS OF THE YOUNG AGE
I.N. Logvinov, S.V. Sarychev
Аннотация. Представлен социально-психологический анализ коммуникативно-организаторских характеристик российских добровольцев, приводятся результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей личности добровольцев юношеского возраста. На основе теоретического анализа психологических, социологических и педагогических исследований феномена добровольчества в России и зарубежных странах авторами предложена гипотеза об особенностях личности современного российского добровольца в терминах организаторских и коммуникативных склонностей, мотивации помощи, эмпатии и аффилиации. Эмпирическое исследование осуществлено по заявке организаторов волонтерских акций в ознаменование победы в Великой отечественной войне («Волонтеры 70»). Выборку исследования составили 100 волонтеров юношеского возраста, принимавших участие в акциях «Бессмертный полк», «Сирень Победы», «Письмо Победы», «Георгиевская ленточка» в Курской области в 2015 году. Уставлено, что у волонтеров преобладает очень высокий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, высокий уровень развития мотивации помощи, средний уровень эмпатийности и средний уровень мотива «Стремление к людям». Уровень развития указанных показателей позволяет волонтерам успешно выполнять свою деятельность, получить новый социальный опыт, реализовать возможности для саморазвития. Вместе тем, части волонтеров необходимо специально организованное психологическое обучение для развития коммуникативных склонностей личности, т.к. значительная их часть испытывает трудности в общении, межличностном взаимодействии, в т.ч. при осуществлении волонтерской деятельности. Выявлена необходимость работы с волонтерами по развитию эмпатии, т.к. средний уровень этого показателя может оказаться недостаточным для эффективного взаимодействия, как в рамках волонтерского отряда, так и в континууме «волонтеры-общественность» и «волонтеры-нуждающиеся в помощи». В качестве перспективы развития исследования авторы намечают построение социально-психологической типологии добровольцев, расширение выборки исследования.
Ключевые слова: социальная психология личности, добровольчество, личность добровольца, организаторские склонности, коммуникативные склонности.
Summary. The socio-psychological analysis of the communicative and organizational characteristics of Russian volunteers shown. The results of the empirical study of the socio-psychological features of the personality of volunteers of adolescence presented. Authors proposed the hypothesis concerning the personality traits of the modern Russian volunteer in the part of organizational and communicative tendencies, the motivation for help, the empathy and the affiliation. The hypothesis based on the theoretical analysis of psychological, sociological and pedagogical studies of the phenomenon of volunteerism in Russia and abroad. The empirical study was carried out at the request of the organizers of volunteer actions to commemorate the victory in the Great Patriotic War ("Volunteers 70"). The empirical base of the study was 100 young volunteers who took part in the actions "Immortal Regiment", "Lilac of Victory", "Letter of Victory", "George ribbon" in Kursk region in 2015. Stated that the volunteers had very high level of development of communicative and organizational inclinations, high level of development of aid motivation, an average level of empathy and an average level of the motive "affection for people". The level of development of these indicators allows volunteers to carry out their activities successfully, to gain new social experience and realize opportunities for personality self-development. Nonetheless, the part of volunteers need specially organized psychological training to develop the person's communicative inclinations. A significant part of them is experiencing difficulties in communication, interpersonal interaction, including when carrying out volunteer activities. These studies also made it possible to identify the need to work with volunteers to develop empathy. The average level of this indicator may not be sufficient for effective interaction, both within the volunteer detachment and in the continuum "volunteers - the public" and "volunteers - people who need help". As a prospect for the development of the study, the authors outline the construction of a socio-psychological typology of volunteers, the extension of the empirical base of the survey.
Keywords: social psychology of personality, volunteerism, volunteer’s personality, organizational inclinations, communicative inclinations.