Структурно-уровневый подход к исследованию завистливой личности

Л.М. Попов, Н.В. Горшенина

STRUCTURALLY TIERED APPROACH TO THE ENVY PERSON RESEARCH

L.M. Popov, N.V. Gorsheina

Скачать полный текст (.pdf)

Аннотация. В статье рассматриваются феномен завистливости и завистливость как социально-психологическая характеристика личности. Проанализированы различные подходы к этому явлению, в том числе раскрывающие его дуалистическую природу – деструктивную и конструктивную. В реализованном исследовании завистливость рассматривалась как нравственно-психологическая характеристика. Целью исследования было показать связь деструктивного и конструктивного полюсов завистливости с поведенческими особенностями и другими личностными качествами человека (ориентация на добро и зло, а также индекс человечности). Выборку исследования составили 100 юношей и девушек в возрасте от 18 до 24 лет. Были использованы методики, направленные на изучение самооценки, уровня притязаний, уверенности в себе, нравственно-психологических свойств личности. Результаты исследования показали, что завистливость личности характеризуется позитивным, конструктивным («белая зависть»), и негативным, деструктивным («черная зависть»), полюсами. Получено, что в группах с низким и средним уровнями завистливости проявились высокие показатели уверенности в себе и сопряженных с ними показатели социальной смелости и инициативы в социальных контактах, тогда как в группе с высоким уровнем завистливости показатели уверенности в себе оказались низкими. В результате корреляционного анализа были выявлены связи уровня завистливости личности с такими личностными характеристиками как самооценка, уровень притязаний, человечность (Добро-Зло), уверенность в себе; что позволило описать полюса завистливости: конструктивный и деструктивный. На конструктивном полюсе завистливость сочетается с высокими показателями деловой активности, «позитивной» агрессивности в общении, человечности, принятии другого. На деструктивном полюсе данные характеристики имеют низкие значения, на промежуточном – средние.

Ключевые слова: завистливость, конструктивный и деструктивный полюса завистливости, юношеский возраст, уровни завистливости, нравственно-психологические особенности личности, «черная» зависть, «белая» зависть, самооценка, уровень притязаний, уверенность в себе.

Summary. The phenomenon of envy and the envy as a socio-psychological characteristic of the personality considered in the paper. Various approaches to this phenomenon including opening its dualistic nature – destructive and constructive were analyzed. In the realized research the envy was considered as the moral and psychological characteristic. The study's goal was to show communication of destructive and constructive poles of envy with behavioral features and other personal qualities of the person (orientation to the good and evil and the humanity index). The sample consisted of 100 young men and girls aged from 18 up to 24 years. The techniques for studying of a self-assessment, level of claims, self-confidence, moral and psychological properties of the personality used. The results of the research showed that envy of the personality characterized positive, constructive ("white envy"), and negative, destructive ("black envy"), poles.  In the groups with low and average level of envy there were high rates of self-confidence and indicators of social courage in social contacts whereas in the group with the high level of envy the indicators of self-confidence were low. The correlations between the degree of envy of the personality and such personal characteristics as the self-assessment, the level of claims, humanity (Good/Evil), the self-confidence found. It allowed describing envy roles: constructive and destructive. On the constructive pole, the envy combined with high rates of business activity, "positive" aggression in communication, humanity, acceptance of another. On the destructive pole, these characteristics had low values of the indicators, on intermediate – the averages.

Keywords: envy, constructive and destructive poles of envy, adolescence, levels of envy, moral and psychological characteristics of a person, "black" envy, "white" envy, self-esteem, level of claims, self-confidence.